Достучаться до работников. Мобильное приложение как альтернатива корпоративной газете
Как вовлечь работников компании в орбиту коммуникаций, если в силу специфики производства они разбросаны по всей стране? С помощью мобильного приложения, которое доступно почти каждому специалисту компании, – считает Алия Рахимова, директор департамента по связям с общественностью и внутренним коммуникациям АО «КазТрансОйл», вице-президент клуба RP-шы в 2019 году.
— Алия, расскажите о своем проекте, который участвовал в премии «Ак Мерген».

— В этом году мы впервые вышли на конкурс на соискание премии «Ак Мерген» в номинации «Внутрикорпоративные коммуникации» с проектом мобильное информационное приложение АО «КазТрансОйл». КазТрансОйл – производственная компания, эксплуатирует систему нефтепроводов протяженностью 5 378 километров, которая проходит по 12 регионам страны. Немало производственных объектов расположены в безлюдной и пустынной местностях, на трех нефтеперекачивающих станциях люди работают вахтовым методом. И мобильное приложение стало именно тем инструментом внутренних коммуникаций, которое доступно каждому работника компании. Это была наша главная цель – вовлечь всех работников в информационный поток, повысить их информированность, давая доступ к информации из первоисточника, без искажения от передачи основных задач и целей компании через третьи лица. Тем самым повысить мотивацию, доверие работников к руководству компании и его решениям, вовлеченность работников в процессы компании. Поэтому считаю этот проект прорывным для развития внутренних коммуникаций.


— Расскажите подробнее о нуждах вашей целевой аудитории.

— Мобильное приложение стало средством доступа к информационному полю для каждого сотрудника компании. Только представьте: обслуживанием такой протяженной системы нефтепроводов как у КазТрансОйла занимаются почти 7 000 человек, из которых свыше 4500 человек, или 68%, - это рабочий персонал, не имеющий доступа к персональным компьютерам. Поэтому до запуска мобильного информационного приложения основным источником информации о деятельности компании для рабочих был корпоративный электронный вестник «Munaıqubyrshy», который распространяется по электронной почте и вывешивается на информационных стендах нефтеперекачивающих станциий, вахтовых поселков, бытовок, общежитий и других производственных объектов. Учитывая периодичность выхода корпоративного вестника, а это 1 раз в три недели, и его ограниченную тремя полосами площадь, доступ к оперативной информации у рабочего персонала был ограничен. При этом инженеры и специалисты, работающие за компьютерами, практически ежедневно получают информацию по глобальной email рассылке и через внутрикорпоративный портал.
— Какие инструменты вы использовали?

— Мобильное информационное приложение АО «КазТрансОйл» реализовано одновременно на платформах IOS и Android, что обеспечивает доступ к нему всех работников компании, имеющих смартфоны. В КазТрансОйле мобильное приложение было запущено в эксплуатацию в конце ноября 2018 года, и за 3 месяца количество скачиваний превысило 1200 на обеих платформах. Считаю этот показатель очень динамичным.
База данных мобильного приложения расположена на собственном сервере АО «КазТрансОйл». Благодаря специально разработанным системам администрирования специалисты компании могут самостоятельно загружать и редактировать материалы. В данной системе можно управлять всеми хранящимися текстовыми, фото- и видеоматериалами. Во избежание конфликта обмена данными приложений и базы данных, в которых хранятся системы, был разработан специальный интерфейс-посредник API, через который клиентские приложения обращаются к единой базе данных.

Каждая из платформ приложения (IOS, Android, API, система администрирования) имеет собственную архитектуру, алгоритм обработки запросов, язык программирования и специфику. Для реализации каждой из систем были использованы передовые технологии разработки веб и мобильных приложений (ASP.NET Core 2, Swift Xcode, Java and MS SQL).

Создание мобильного приложения дало толчок развитию мобильной журналистики в АО «КазТрансОйл». Специально для загрузки видеконтента в приложение был создан Youtube канал АО «КазТрансОйл», началось активное изготовление корпоративных видеороликов. Через мобильное приложение был реализован челлендж «Үш тілді білу». Суть челленджа – выразительное чтение произведений великих классиков казахской, английской и русской литературы и передача эстафеты другим коллегам. При этом специалисты компании читают стихи на том языке, которым они не владеют в совершенстве, но стремятся к этому. Ролики записывали и монтировали на мобильных телефонах сами специалисты департамента по связям с общественностью и внутренним коммуникациям. В челлендже уже приняли участие более 40 специалистов компании.

—Как вы измеряли эффективность проекта?

— По результатам анкетного опроса работников, который был проведен в декабре 2018 года и охватил 4600 работников компании, что составляет 62% от общего числа, 51% опрошенных подтвердили, что им удобно пользоваться мобильным приложением, 26% - что им удобнее пользоваться мобильным приложением, чем другими источниками коммуникаций. И только 11% ответили, что не знают, что это, потому что у них нет смартфона.

— Насколько актуален ваш проект для пиар отрасли или для отрасли, в которой функционирует ваша организация?

— Мобильное информационное приложение – это современный и универсальный инструмент коммуникаций, доступный каждому работнику компании. Насколько мне известно – пока что это единственный в нефтегазовой отрасли в нашей стране. Помимо общей информации о компании в мобильном приложении создан раздел HSE, где размещены и регулярно обновляются основные документы и информация по охране труда, промышленной безопасности и чрезвычайных ситуациях, которые должны знать все работники на производстве.

У нас большие планы по дальнейшему развитию мобильного приложения. Но для их исполнения нам нужно, чтобы приложение стало доступным для пользования только работникам компании, потому что сейчас пользоваться им может любой человек, имеющий смартфон. Тогда мы сможем реализовать функции комментирования, онлайн-анкетирования, обратную связь по вопросам HR, HSE, создать личные кабинеты сотрудников со всей необходимой информацией и многое другое. И эта работа у нас впереди.

Асель СУЛЕЙМЕНОВА
Журналист