Целевая аудитория
Клиенты ликвидированного банка Астаны, журналисты и сотрудники Евразийского банка.
Инструменты
Во внутренних коммуникациях опирались на наш интранет-портал – размещали 2-3 материала по теме проекта ежедневно, делали почтовые рассылки, заставки на компьютеры, проводили конкурсы для активного вовлечения сотрудников. Отсняли ролик с участием СЕО банка, который распространили среди сотрудников. Организовали серию интервью с лидерами направлений по проекту «Банка Астаны». Также мы подготовили «шпаргалки» руководителям филиалов для участия в пресс-брифингах на местах, чтобы они чувствовали себя более уверенно. Были разработаны скрипты для сотрудников первой линии и службы безопасности, как вести себя в случае, если бы клиенты снимали их на мобильный телефон.
Во внешних коммуникациях использовали все возможные каналы коммуникаций – социальные сети, СМИ, инстаграм-паблики, привлекали блогеров, размещали видео в отделениях банка. Старались разнообразить формат подачи информации – у нас были официальные пресс-релизы, анимационные и игровые ролики, лонгриды в формате FAQ, провели брифинг для СМИ с участием руководства банка и КФГД, предоставляли комментарии СМИ и онлайн и «вживую» на камеру.
9 января в день анонсирования, что Евразийский банк выбран агентом по выплатам, SMM-команда Евразийского банка «высадилась» в телеграм-чаты вкладчиков «Банка Астаны» и присутствовала там онлайн, отвечая на вопросы участников чата. За первые 2 дня после анонса мы отработали свыше 5 тысяч обращений клиентов «Банка Астаны» в социальных сетях. Надо отметить, что эти чаты были организованы клиентами «Банка Астаны» в прошлом году, когда финансовый институт начал испытывать проблемы. Таким образом, клиенты пытались обмениваться информацией и держать связь друг с другом.
Измерение результатов
Так как проект быстро из фазы разъяснения перешел в режим реального времени мы, как и все остальные подразделения банка, посчитали работу проделанной на отлично, так как основной поток клиентов был обслужен в первые дни начала выплат. Кроме того, видео и информацию о начале выплат с официальных аккаунтов банка в социальных сетях взяли многие республиканские СМИ.
В целом, с 9 января по 7 февраля в СМИ вышло порядка 80 материалов о выплатах клиентам «Банка Астаны» нейтрального и позитивного характера. К счастью, не было зафиксировано фейковых рассылок, распространения недостоверной информации, неадекватного поведения клиентов и т.д., всего того, что легко образуется и распространяется в ситуации информационного вакуума.
Сложности и преодоление
Изначально была сложность структурировать и систематизировать большой массив информации о выплатах. Это так называемые FAQ (часто задаваемые вопросы) – документ, который мы создали одним из первых и который постоянно видоизменялся и дополнялся. Когда мы стали предоставлять обратную связь клиентам «Банка Астаны» в соцсетях, FAQ значительно расширился, мы поняли, какой еще информации в нем еще недостает. Плюс он дополнялся по мере реализации опций для клиентов – появилась опция для проверки суммы на сайте, разослали СМС по клиентской базе, сделали на сайте возможность отслеживать очередь и так далее.
Также в первый день выплат в начале 9-го утра появился негативный пост у одного из столичных блоггеров о том, что якобы Евразийский банк «заставляет клиентов проползать в свое отделение под ролл-ставнями». Мы оперативно провели внутреннее расследование и в течение часа опубликовали пост-опровержение в той же социальной сети, где был размещен негатив. Под этой публикацией стали писать комментарии подписчики со всего Казахстана – клиенты Банка Астаны, которые сами в тот день посетили наши отделения с благодарностями в адрес наших сотрудников и банка. Это сподвигло нас размещать такие реальные отзывы клиентов в сториз Инстаграмма и Фейсбука. Их было очень много.
Кроме того, в субботу и воскресенье - дни начала выплат – мы снимали происходящее в наших отделениях в Алматы, брали интервью у клиентов. Вечером смонтировали это видео и разместили в наших аккаунтах в соцсетях. Все журналисты, которые хотели прийти посмотреть, как проходят выплаты, получили эту возможность. Во второй день проекта мы также отчитались о результатах, сняв небольшое интервью с СЕО нашего банка.
Актуальность проекта
Кейс с банком Астаны был крайне актуальный, так как касался большого числа казахстанцев. Никто не мог предположить, сколько клиентов придет в первые дни выплат. Естественно, что, если ты несколько месяцев не можешь воспользоваться своими же деньгами, что ты захочешь получить их как можно быстрее. Мы специально добавили такую деталь в нашу публикацию, которая была растиражирована многими СМИ, что в 8:12 утра некий клиент пришел в отделение, чтобы получить свои 38 тенге. Мы не знаем, что это за клиент и что им двигало. Возможно, он не знал свою сумму к выплате, возможно, знал. Но управлять людьми и ожиданиями людей непросто, особенно сегодня на нашем рынке, когда уровень доверия к финансовой системе не самый высокий и любая ватсап-рассылка приводит клиентов в состояние паники. Также я хотела бы подчеркнуть, что кейс с «Банком Астаны» стал успешным в результаты слаженной и тесной работы множества подразделений банка – айти, розничного бизнеса, блока клиентского опыта, филиалов и отделений, которые приняли весь огонь на себя, операционного блока, который так верно рассчитал запас наличности, что его хватило на первые дни выплат, выходные дни, когда нет подкрепления. Представляете, если бы в воскресенье в 12 дня у нас в отделениях по Казахстану закончилась бы наличность? Никакие бы успешные коммуникации в данном случае не помогли. Это результат большой командной работы.