(Рисунок 3)
Один из главных вопросов опроса касался концепции «слышащего государства». В целом респонденты отметили, что сама идея была нужной и важной для улучшения государственных коммуникаций и взаимодействия с населением, но пока об эффективности говорить рано. Так, по словам представителей СМИ, коммуникации не улучшились (42,1%), а большинство представителей PR-агентств отмечают, что государственные коммуникации за последние 2 года и вовсе ухудшились (60%).
Кроме того, интересные мысли высказали и эксперты рынка коммуникаций в глубинных интервью. Специалисты отмечали, что сегодня весь коммуникационный рынок страны, по большому счету, не представляет собой серьезную объединенную силу, с которой могут считаться власти. По большой части рынок воспринимается как «запасное колесо у государства», к которому прибегают в случае необходимости. Отмечали важность лидерства в коммуникациях, которого, к сожалению, нет. Цитата одного из экспертов:
«Мало тех людей, которые могут предлагать большие идеи. У нас агентства не создают никаких смыслов, они не диктуют решения, не имеют влияния».Одна из рекомендаций экспертов – это начать выстраивать коммуникации с социально уязвимыми слоями населения, так как на сегодня
«мы не понимаем и не знаем их потребностей, не можем говорить на их языке». И завтра это может стать большой проблемой как для государственных коммуникаций, так и для PR-специалистов.