PR Drive
5 октября 2024



Правила игры для современных PR-щиков:
важность коммуникаций растет,
но выгорание от профессии выходит
на первый план




Публикуем результаты исследования, презентованные 20 сентября 2024 года в рамках XII конференции по вопросам развития государственных и корпоративных коммуникаций Astana PR Forum. Авторы исследования – эксперты в области PR Асель Турманова и Анара Саурбекова – подготовили специальный материал для PR Drive.
Рынок коммуникаций Казахстана мало представлен и изучен в цифрах и в конкретной аналитике. В связи с крупными экономическими и политическими изменениями в стране и за рубежом за последние 2 года авторы хотели узнать, как изменился рынок коммуникаций, какие сейчас правила игры между основными стейкхолдерам – PR-специалистами, работающими в найме, PR-агентствами, фрилансерами и рынком СМИ.
Исследование проводилось методом опроса участников рынка и глубинными интервью с экспертами. Методология была согласована со специалистами по социальным исследованиям. Всего в исследовании приняли участие порядка 80 человек, работающих на рынке коммуникаций Казахстана.


(Рисунок 1)


Первые вопросы исследований касались количественных показателей – PR-специалисты, работающие в государственных, частных и национальных компаниях отмечают, что в службе по коммуникациям в среднем работает порядка 1-5 человек (75%), при этом количество специалистов в штате за последние 2 года увеличилось (47,2%). Примерно такое же количество работает и в штате PR-агентств (66,6%), хотя численность за последние 2 года по словам последних не изменилась (66,7%) (см. Рисунок 1).
Значение коммуникаций и роль пресс-служб значительно увеличились за последние 2 года. Это отмечают большинство PR-специалистов, принявших участие в опросе (80,6%). Почти 50% респондов из числа PR-агентств и фрилансеров подтверждают рост объема работ и услуг, по их словам, «клиентов стало больше и спектр услуг расширился» (см. Рисунок 2).

(Рисунок 2)


В рамках исследования были презентованы наиболее интересные и острые цитаты экспертов, принявших участие в глубинных интервью. Эксперты отмечают усиление роли внутренних коммуникаций, улучшение общего понимания и знание о профессии PR, но отмечают, что фактически рынок не вырос, а скорее повзрослел и перераспределился.
С экспертами рынка коммуникаций обсуждался вопрос и о текущих проблемах – о важности доверия между пресс-секретарем и руководителем, а также о важности коммуникаций и работы рынка СМИ у первых руководителей. Последние до сих пор не понимают, как взаимодействовать с журналистами, и не прислушиваются к советам PR-специалистов. Многие эксперты отмечали, что нужно проводить много внутренней работы, а связка «PR-щик и руководитель» до сих пор не всегда работает эффективно.
Для PR-специалистов самыми востребованными инструментами остаются работа с медиа (69%), социальные сети (67%), тройку замыкает использование стратегических коммуникаций и digital инструменты (50%). В свою очередь PR-агентства выделяют популярность в использовании SMM, работы с медиа и антикризисные коммуникации (60%). В PR-агентства обращаются и за использованием стратегических коммуникаций (50%), и пользуется популярностью услуга по продвижению первого лица (48%).
В вопросах взаимодействия со СМИ PR-специалисты рассказали, что за последние 2 года стали сотрудничать более тесно как на бесплатной, так и на платной основе, контента однозначно стало больше. PR-агентства в свою очередь отмечают рост платных материалов и увеличение работы с журналистами на платной основе. Рост контента и усиление работы отмечают и сами журналисты: они стали больше сотрудничать как на бесплатной основе (36,8%), так и на платной основе (31,6%). По словам экспертов, рынок медиа сильно изменился за последние годы: “У нас сейчас апофеоз платных материалов. Даже опытные PR-щики устали, сдались придумывать новые механизмы. Это сильно поменяло отношения именно с media relations”.

В свою очередь медиа эксперт в интервью авторам исследования отметил, что пресс-релизы уже не актуальны, так как «алгоритмы работают таким образом, что одинаковая информация не выходит в топ. PR-щикам необходимо создавать уникальный контент, а не писать релизы. Выхлоп ноль получается».

Почти половина опрошенных PR-специалистов не обращаются к сторонним консультантам и не сотрудничают с PR-агентствами на постоянной основе (47, 2%) либо сотрудничают с ними не более 1-2 в год (25%). PR-агентства отмечают, что основная трудность на сегодня – это отсутствие бюджетов у потенциальных клиентов (66, 7%) (см. Рисунок 3).

(Рисунок 3)


Один из главных вопросов опроса касался концепции «слышащего государства». В целом респонденты отметили, что сама идея была нужной и важной для улучшения государственных коммуникаций и взаимодействия с населением, но пока об эффективности говорить рано. Так, по словам представителей СМИ, коммуникации не улучшились (42,1%), а большинство представителей PR-агентств отмечают, что государственные коммуникации за последние 2 года и вовсе ухудшились (60%).

Кроме того, интересные мысли высказали и эксперты рынка коммуникаций в глубинных интервью. Специалисты отмечали, что сегодня весь коммуникационный рынок страны, по большому счету, не представляет собой серьезную объединенную силу, с которой могут считаться власти. По большой части рынок воспринимается как «запасное колесо у государства», к которому прибегают в случае необходимости. Отмечали важность лидерства в коммуникациях, которого, к сожалению, нет. Цитата одного из экспертов: «Мало тех людей, которые могут предлагать большие идеи. У нас агентства не создают никаких смыслов, они не диктуют решения, не имеют влияния».

Одна из рекомендаций экспертов – это начать выстраивать коммуникации с социально уязвимыми слоями населения, так как на сегодня «мы не понимаем и не знаем их потребностей, не можем говорить на их языке». И завтра это может стать большой проблемой как для государственных коммуникаций, так и для PR-специалистов.

(Рисунок 4)


В заключении авторы исследования отметили, что сегодня сфера коммуникаций остается очень разрозненной в Казахстане, отрасль страдает от отсутствия лидеров как сфере PR, так и в сфере медиа. Отмечался низкий уровень подготовки специалистов и низкий уровень профессионализма, то есть количество PR-щиков выросло, но в качество это еще не перешло. Такая же ситуация происходит с тренингами по коммуникациям: их становится больше, но качество тренеров и обучения ухудшилось, что отражается на выступлениях первых руководителей.

Авторы исследования отмечают еще один тренд, который становится массовым – усталость от профессии и отсутствия понимания у многих стейкхолдеров, куда расти, как развиваться и работать с учетом нынешних реалий.

Авторы закончили свое исследование, отмечая один из трендов – это несомненный рост и потребление казахоязычного контента, эксперты прогнозируют увеличение бюджетов именно в этой сфере. В свою очередь коммуникационные кризисы и их вариативность будет расти, что будет создавать трудности для специалистов PR, поэтому одна из рекомендаций – это повышать уровень профессионализма и использовать современные инструменты, в т. ч. искусственный интеллект.

Кроме того, эксперты рекомендуют пересмотреть и отношение к стратегическим документам, стратегии теперь пишутся максимум на год, долгосрочные стратегии уже никому не нужны. Все нужно здесь и сейчас.

Авторы исследования выражают благодарность всем, кто смог принять участие в опросе и надеются, что выводы экспертов и результаты исследования помогут PR-щикам в их повседневной работе и в выстраивании коммуникации как внутри компании, так и с внешними участниками.