КАК ИЗМЕНИЛИСЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В 2018 ГОДУ
Социальные сети эволюционируют на наших глазах. Все это происходит по одной из главных причин – повышение консьюмерской привязанности. Создатели и разработчики социальных сетей всеми силами стараются «удержать» нас и поддерживать повышенный интерес.
Дания Утеева, руководитель проектов PBN Hill+Knowlton Strategies в Казахстане, проанализировала основные нововведения в социальных сетях прошлого года, которые уже влияют или повлияют на нашу работу.


Instagram

В 2018 году Instagram запускал новые функции одна за другой. Если в начале прошлого года вам могло показаться, что социальная сеть «задыхается» от рекламных публикаций, то позже Instagram удивлял своих пользователей и всеми возможностями завлекал тестировать новые функции.

  1. Самое громкое нововведение Instagram в 2018, безусловно, IGTV. Новая функция стала доступна в июне и позволяла пользователям добавлять вертикальные полноэкранные видео длительностью до 1 часа. Эксперты делали ставки на прямую и жесткую конкуренцию с одной из крупнейших сетей YouTube. Выдвигались предположения, что подавляющее число активных блогеров «утечет» на новую площадку - и по причине более удобного взаимодействия с аудиторией, и из-за того, что многие из них не были довольны политикой YouTube. Однако прогнозируемой отметки в 500 млн пользователей в день IGTV, к сожалению, не достиг. Возможно, когда кто-то из блогеров, брендов или инфлюенсеров продемонстрирует эффективность работы на одном из своих успешных кейсов, популярность площадки возрастет в разы, но пока новая «фишка» Instagram не пользуется востребованностью.

  2. Недавно Instagram начал работать над ликвидацией накрученных активностей. Машинное обучение определяет искусственные лайки, подписчиков, комментарии и очищает аккаунт от такого рода противоправной деятельности. Пользователи, нарушающие правила соцсети, получают соответствующие уведомления. Данная функция поможет многим брендам определять блогеров и инфлюенсеров с «живой» аудиторией, что, на наш взгляд, поспособствует повышению планки в борьбе за качественную аудиторию и повышение конверсии.

  3. В октябре ушедшего года в свет вышли Instagram-визитки. Это персональный QR-код, который позволяет быстро находить пользователя в социальной сети путем сканирования через смартфон. Эта новая функция значительно упрощает жизнь всем коммерческим аккаунтам, которые в свое время зарегистрировались под трудночитаемыми никами. Главный профит – это возможность быстрого нахождения аккаунта вашей компании в Instagram. Особенно в том случае, когда эта социальная сеть – основной источник трафика в вашем бизнесе.

  4. Instagram Stories в конце 2017 года были в несколько раз популярнее обычной ленты. Маркетологи социальной сети не оставили этот факт без внимания, поэтому в 2018 году пользователи получили сразу несколько фишек. Среди них репост чужих сторис, в которых вас упомянули, новый текстовый формат историй без видео и фото, к которым все привыкли. А также была запущена еще одна новая функция: публикация историй только для близких друзей. При желании ограничить видимость отдельных историй можно создать список людей, которым вы бы хотели показывать эти истории. Также известные казахстанские блогеры и микроинфлюенсеры по достоинству оценили стикеры с вопросами. Эта функция позволила им быть в интеракции со своей аудитории. На наш взгляд, именно эти нововведения в Instagram Stories позволили сохранить пользовательский интерес к коммуникации в социальной сети.

  5. Одна из удобных функций, которая была внедрена в новостную ленту в 2018 году, это уведомление «вы ничего не пропустили – вы видели все новые посты за последние 48 часов». В потоке публикаций в новостной ленте Instagram – это отличный инструмент, который помогает пользователю вовремя остановиться в процессе скролла.

Facebook

2018 год выдался непростым для социальной сети Facebook. Обвинения, судебные тяжбы, громкие разбирательства, блокирование контента – все это сильно пошатнуло доверие со стороны рекламодателей и пользователей. Поэтому в прошлом году команда маркетологов социальной сети активно разрабатывала и вводила новые фишки и улучшения для рекламодателей.

  1. В 2018 году Facebook запустил возможность прямых трансляций с ПК и десктопа. Ранее, для того чтобы включить прямой эфир, нужно было делать это только с мобильного устройства. Преимущества этой новой функции очевидны: прямой эфир не сорвется из-за звонка на мобильный телефон, life-трансляцией гораздо удобнее управлять именно с десктопа из-за многофункциональности самого гаджета.

  2. Также одно из глобальных нововведений в Facebook – запуск рекламы в Stories. Теперь все, кто пользуется данным инструментом в Facebook, смогут транслировать свой месседж потенциальным покупателям не только в новостной ленте и правой колонке социальной сети, но и в сторис.

  3. В ноябре Facebook продемонстрировал тестовую версию инструмента расширенной аналитики. Новые функции позволяют измерить в бизнес-странице Facebook такие параметры, как:

- количество пользователей, которые подписались и отписались от страницы;

- количество отметок «Нравится» и «Не нравится» страницы.

Новый функционал позволит проводить более глубокий анализ страницы, а также определять ее слабые и сильные стороны для дальнейшего продвижения.

  1. В конце 2018 года Facebook запустил функцию 3D Photo, доступную пользователям, которые являются владельцами iPhone 7 Plus и выше. Главная фишка этого инструмента заключается в том, что когда вы публикуете фотографию в портретном режиме, социальная сеть сама трансформирует ее в 3D формат. В результате вы получаете трехмерное изображение, которое позволяет разглядеть объект на фото со всех сторон. Отличный функционал для коммерческих аккаунтов, которые продвигают свой товар на странице в Facebook, что позволит потенциальным покупателям оценить товар и повысить их интерес.

  2. Этим летом Facebook пришел к выводу, что интерес пользователей к разделу «Популярное» окончательно упал. Контент, который был опубликован в разделе, приводил сайтам новостных изданий лишь 1,5% от всего трафика. По этой причине «Популярное» ликвидировали. Вместо этого Facebook начинает работать над новыми способами распространения информации новостных порталов. На данный момент команда социальной сети тестирует ярлык для публикаций Breaking News и раздел Today in с приоритетными новостями локальных медиа. Возможно, новый раздел станет достойной альтернативой новостных агрегаторов, который позволит сконцентрировать центральные новости дня/недели/месяца для пользователей «не уходя со страницы» в социальной сети.
Facebook начинает работать над новыми способами распространения информации новостных порталов. На данный момент команда социальной сети тестирует ярлык для публикаций Breaking News и раздел Today in с приоритетными новостями локальных медиа.
ВКонтакте

В ушедшем году ВКонтакте ввел огромное количество новых функций, которые заметно видоизменили социальную сеть в течение всего одного года. Мы выделили самые значимые и громкие нововведения 2018 года.

  1. Недавно ВКонтакте запустил инструмент VK Business для всех, кто продвигает свой бизнес в социальной сети. Здесь появилась возможность добавлять адрес и график работы компании на карту страницы бизнеса, что позволит вашим клиентам спланировать свой маршрут и время посещения. Это отличный инструмент для компаний из сектора HoReCa, который демонстрирует заботу о своих гостях.

  2. Еще один сервис, который был запущен ВКонтакте, – это VK Pay, интернет-кошелек социальной сети, который позволяет пользователям расплачиваться, пополнять и выводить деньги в одном месте. Перевод денежных средств производится мгновенно, при этом ни одна из сторон не платит за эту операцию комиссию. На базе этого инструмента запустились еще и маркетплейс и кешбек сервисы. Однако центрального внимания, на наш взгляд, заслуживает проект «Цели». Через VK Pay у людей появилась возможность оперативно собрать деньги в интернете на свои идеи или проекты, которые нуждаются в финансировании. Здесь вы сможете найти единомышленников, которые вас подержат, и отблагодарить их. К сожалению, эта функция пока доступна только для граждан России.

  3. Также в 2018 году ВКонтакте запустили отдельную платформу для подкастов. С ее помощью можно бесплатно прослушать и разместить свои аудиоматериалы для публичного доступа. Пользователи к тому же могут добавлять подкасты в закладки и слушать их в фоновом режиме. А если эта процедура выполняется через сообщество, то можно еще и получить статистику о пользователях, которым были интересны подкасты.

  4. Постоянные пользователи социальной сети скорее всего ощутили резкое изменение раздела «Закладки». Теперь здесь есть два самостоятельных блока: «Понравилось» и «Закладки». В первый раздел пользователи «складывают» информацию, которую они отметили лайком, во второй – целенаправленно добавляют материалы в закладки, чтобы не потерять их из виду.

  5. В ушедшем году ВКонтакте запустил специальный алгоритм по защите оригинального контента – Немезида. Данное нововведение не только способствует продвижению первоисточника, но и находит повторяющиеся публикации в социальной сети, которые после отправляются на проверку отдельной группе модераторов, которые тщательно рассматривают этот вопрос. ВКонтакте объясняют запуск нового алгоритма тем, что незаконное использование чужого контента не должно поощряться, а авторов оригинального контента, наоборот, необходимо поддерживать и способствовать их развитию и продвижению.
Telegram

Несмотря на нестабильную работу социальной сети весь прошлый год, пользователи оставались верными и продолжали использовать мессенджер как в личных, так и в корпоративных целях. По этой причине новых функций Telegram внедрил не так много, но направил все свои основные ресурсы на работу против блокировки мессенджера.

  1. Одно из успешных нововведений мессенджера в 2018 году – это добавление функции «опрос». На данный момент ответы приходят анонимно, опрос можно отправить в другой чат или канал для повышения вовлеченности пользователей, а также можно закрепить. Выглядит данный опрос как обычное сообщение. Многие лидеры мнений по достоинству оценили это нововведение в своих Telegram-каналах, что также помогает вовлекать аудиторию в непосредственное взаимодействие с контентом.

  2. Ранее в мессенджере уже была доступна функция замены отправленного текстового сообщения на новое. Данный инструмент расширили и добавили возможность замены отправленного в чат фото или видео.

  3. И, наверное, одно из самых важных нововведений социальной сети в прошедшем году – это усовершенствование способов обхода блокировок, которые позволили пользователям быть на связи и получать необходимую информацию практически в любое время.

2018 год продемонстрировал большое количество новых функций в социальных сетях, которые были внедрены для повышения лояльности и интереса пользователей, улучшения сервиса, а также с целью более удобного и комфортного виртуального времяпрепровождения. На часть этих нововведений были возложены большие надежды, а также строились впечатляющие прогнозы, которые, как показал 2018 год, не подтвердились. Другая часть оправдала старания команд социальных сетей и показала отличные результаты, поддерживая интерес своей аудитории к онлайн жизни в Facebook, Instagram, ВКонтакте и Telegram. Что ждать от социальных сетей в 2019 году покажут время и требования пользовательской аудитории.