В ушедшем году помимо удачных примеров были и кейсы, которые преподнесли нам хорошие уроки.
Кейс 1: Модный провал
Что произошло: перед самым масштабным показом на китайском рынке бренд Dolce & Gabbana запустил рекламную кампанию, где китаянка пыталась есть палочками пиццу и спагетти. Реакция последовала незамедлительно - в сети началась кампания за бойкот показа и всей продукции модного Дома. Реклама была изъята из сети самим брендом. Топ-модели, которые должны были дефилировать в шоу, также поддержали китайцев и отказались принимать участие в шоу. За несколько часов до начала показ был отменен. Но кризис на этом не закончился. В сеть были слиты одним из пользователей скрин из инста-переписки с Габбана, где он называет китайцев «пожирателями собак» и использует для описания страны не самые политкорректные слова. Компания разместила официальное заявление, что аккаунты компании и Габбана были взломаны.
Урок: с одной стороны, благодаря интернету, технологиям и трансатлантическим перелетам границы стираются все больше, с другой – это не отменяет культурные различия, особенности и традиции. Поэтому прежде чем запускать коммуникационные кампании, необходимо проводить серьезную аналитическую работу, которая включает фокус-группы, опросы и тестинги, и, конечно, не забывать подключать здравый смысл. Что касается скринов переписки, то компании уже давно необходимо принять меры, так как Габбана уже не раз был уличен в подобного рода высказываниях. «Меня взломали или Not Me» уже не сработало в этот раз, и вернуть не только китайский рынок, но и поклонников бренда из других стран – задача не из самых простых.
Кейс 2: Slap it!
Что произошло: весной 2018 социальная сеть Snapchat ввела для своих пользователей рекламную игру с предложением шлепнуть Рианну или ударить Криса Брауна. Певица и пользователи обвинили компанию в неуважении не только к Риане лично, но и ко всем жертвам домашнего насилия. Компания несколько раз приносила официальные извинения общественности и певице за этот случай.
Урок: команда Snapchat очень быстро отреагировала на кризис и извинилась за свои действия. Но урон был нанесен колоссальный, причем не только репутационный, после этого случая акции компании снизились на 4% или на 800 миллионов долларов. Опять же, не стоит забывать, что сегодня аудитория вашей компании глобальная, особенно, если это социальная сеть. И прежде, чем запускать рекламную кампанию, необходимо протестировать на разных аудиториях визуальную часть, месседжи, отработать ценности, особенно, если вы используете известных личностей.
Кейс 3: Восстание машин
Что произошло: во время открытия мемориальной доски в память о Денисе Тене на баннере была допущена ошибка – причем сразу две и в одном слове. Комментарий представителя типографии: "Нам поступил заказ, мы начали печатать. Напечатали, и, видно, как-то что-то со станком случилось, механическая (ошибка. - прим. Tengrinews.kz), не посмотрели. Там девчонки сидят. В штате три человека. Обычно все было нормально, что случилось, как случилось - не могу сказать. Не знаю, откуда мне дали заказ, но не из акимата. Вообще заказчики сами должны проверять. Точно не могу сказать, проверили ли этот баннер, разберусь, чья это ошибка. Мы немного работаем, года нет еще".
Урок: работая с многочисленными поставщиками, мы знаем, что они сделают ровно то, что было указано в техническом задании, напечатают ровно то, что мы им отправили, и ровно то, что согласовано нами (хотя и здесь бывают исключения). Все мы люди и имеем право ошибаться. Но следуйте простым правилам: прежде, чем давать финальное «согласовано», еще раз прочитайте текст или попросите коллег сделать это, обязательно делайте монтаж заранее (в ночь или за несколько часов), и тоже прежде, чем давать финальное «согласовано», еще раз посмотрите, все ли организовано так, как вы этого хотели. Но это технические мелочи. С точки же зрения коммуникаций здесь, конечно, не соблюдено одно из самых важных правил: «Будьте источником информации, а не объектом обсуждения» – важно быть готовым первым сообщить плохие новости и уметь признавать ошибки, иначе вы станете объектом не только обсуждения, но и осуждения, что обязательно негативно скажется на вашей репутации.