PR Drive
19 ноября 2024
Термин «медиа» в языке цифровой эпохи

Байжанбаева Л.О.

магистрант

Казахстанский филиал МГУ имени М.В.Ломоносова г. Астана, Казахстан laurabaizhanbayeva@gmail.com

Термин «медиа» стал неотъемлемой частью современной медиакультуры и ключевым словом цифровой эпохи. Слово «медиа» происходит от латинского «medium» (посредник). Данный термин приобрел свое современное лингвокультурное значение в XX веке. Сначала он использовался, чтобы обозначать традиционные средства массовой информации (газеты, радио и телевидение). Затем в его понятийное поле стали входить цифровые платформы, социальные сети и онлайн-ресурсы. Сегодня термин «медиа» является ключевым элементом современной медиакультуры и обозначает средства массовой коммуникации, которые служат для передачи социально-значимой информации и формирования общественного мнения.

Термин «медиа» часто ассоциируется с распространением информации посредством новостей. Медиа также формирует развлекательный контент, на медийных платформах размещаются образовательные материалы. Термин «медиа» также связан с культурными трендами. Темы, которые активно обсуждаются в медийном пространстве, могут оказывать значительное влияние на культурные предпочтения и ценности общества. С развитием технологий термин «медиа» стал ассоциироваться с цифровой революцией и возможностью мгновенного доступа к информации, а также с возросшей интерактивностью в сфере коммуникации.

Термин «медиа» оказывает существенное воздействие на формирование общественного мнения, культурных предпочтений и стереотипов. Слово «медиа» отражает общественную потребность в информации и общении, поскольку сами медиа стали ключевым инструментом для распространения знаний и формирования социокультурных ценностей. Слово «медиа» вошло в ядро современной лексической системы.

Фразеологизмы и метафоры, связанные с термином «медиа», отсутствуют, поскольку данный термин является относительно новым и в большей степени техническим. Тем не менее, существуют прецедентные выражения, получившие широкое распространение в различных лингвокультурах. Канадский культуролог Г.М.Маклюэн в своей знаменитой фразе «the medium is the message» («средство сообщения само является сообщением») выразил простую идею — форма передачи сообщения, то есть медиа, несет в себе собственный смысл [1].

Различные виды медиа и формы коммуникации транслируют месседж по-разному. Считается, что Г.М.Маклюэн акцентировал внимание на технологическом аспекте коммуникации. Адресат должен владеть средствами коммуникации, анализировать контекст и раскрывать смысл сообщения для успешной коммуникации. Отметим, что исследования теоретических положений Г. М. Маклюэна позволили современному философу М.Кастельсу проанализировать влияние новейших технологий на развития современной культуры. По мнению М.Кастельса, системообразующим фактором развития общества выступает Интернет как новое средство медиа [2].

В процессе исследования, проводившегося на материале Национального корпуса русского языка, было отмечено изменение употребления слова «медиа» в русском языке. До 2020 года по данным НКРЯ слово «медиа» было одним из частотных в основном корпусе НКРЯ. Начиная с 2020 года, употребление этого термина снизилось. Во-первых, это может быть обусловлено тем, что база данных не была актуализирована в течение указанного периода. Во-вторых, это может означать изменение употребления термина или его замену другими словами (например, СМИ, средства массовой информации и коммуникации и т.п.), что также этот факт требует дальнейшего анализа.

Мы пришли к выводу о необходимости дальнейшего изучения использования данного термина в современном российском медиадискурсе и в Национальном корпусе русского языка. Для более полного рассмотрения значения и изменений в использовании термина «медиа» необходимы дополнительные исследования. Они могут включать анализ актуальных источников, таких как статьи, новости, публикации в социальных сетях и на сайтах.

Заключение. Термин «медиа» подвергается уточнению и корректировке в соответствии с развитием новых технологий и общественных потребностей, он играет ключевую роль в современной медиакультуре, обозначая различные средства коммуникации. Его употребление прошло эволюцию от обозначения им традиционных средств массовой информации до включения в свое понятийное значение новейших цифровых технологий. Слово «медиа» является ключевым словом современной цифровой эпохи.


Библиографический список
1. McLuhan M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. New York: Gingko Press, 2002.
2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе. пер. с англ. Екатеринбург, 2004. 328 с.
3. Вознесенская М. М., Северская О. И. «Ни разу от слова совсем»: усилительная семантика сленговых аграмматизмов // Русская грамматика: активные процессы в языке и речи: сб. научных трудов Международного научного симпозиума. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 470–480.
4. Григорьева С. А. СОВСЕМ 1, ОКОНЧАТЕЛЬНО, (эмоц.-усил. ) ВКОНЕЦ // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под ред. Ю. Д. Апресяна. М.: Языки славянской культуры, 2003. 1488 с.
5. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ. / Отв. ред. М. А. Кронгауз; вступ. ст. Е. В. Падучевой. М. : Pуcские словари, 1996. 416 с.
Из сборника докладов XIX Международной научной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ – 2024», 19-20 апреля 2024 года