Современные исследования лингвистов включают в себя большой пласт работ, посвященных различным концептам. Наиболее удачная дефиниция этого лингвистического феномена сформулирована В. А. Масловой: «Концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Концепт, отражая этническое мировидение, маркирует этническую языковую картину мира и является кирпичиком для строительства «дома бытия» (по Хайдеггеру). Но в то же время – это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности» [1].
В связи с преобладанием медиакультуры и ее влиянием на общественное сознание закономерно появление медиаконцептов. О. В. Орлова определяет медиаконцепт как «вербально-ментальный феномен особого рода, отличающийся медийной природой, вошедший в миросознание носителей языка с началом формирования информационного общества и ставший средством ментально-психологической и эмоциональной адаптации к новой реальности» [2].
А.А.Лавицкий считает, что «медиаконцепт – это не просто модель соответствующего концепта, сформулированная в языковом пространстве медийных изданий, но и особый социокультурный феномен, образование которого в сознании языковой личности происходит во многом благодаря усиленному вниманию к нему со стороны СМИ» [3].
Мы полагаем, что концепты (в том числе медиаконцепты) – это ценностно- насыщенные понятия, часто – поляризованные (храбрость-трусость, бодипозитивизм- бодишейминг).
Объектом нашего внимания является медиатизация кибербуллинга. Кибербуллинг – неоднократное, намеренное и враждебное поведение лица или группы в адрес других с использованием электронных устройств и любых инструментов виртуальной среды. Эта модель деструктивной коммуникации тесно связана с классическим термином «буллинг», определяемым Д. Олвеусом как целенаправленное, регулярно повторяющееся, агрессивное поведение, основанное на неравенстве социальной власти и физической силы [4].
В работе использовались статистический и сопоставительный методы, лексико- семантический и лингвистический анализы текста (на материалах российских и казахстанских изданий), которые позволили убедиться в гипотезе исследования: кибербуллинг является антиценностным медиаконцептом современности.
Исследование медиаконцепта включало определение частотности материалов о кибербуллинге в СМИ (10.12.2023) на сайтах российских и казахстанских изданий. Наибольшее количество публикаций по запросу «кибербуллинг» – 146 выдает «Мел» (издание, которое доступным языком рассказывает обо всем важном в российском и мировом образовании и воспитании). Это и новостные, и аналитические статьи, а также статьи с лайфхаками для тех, кто находится в ситуации кибербуллинга. На сайте издательского дома «Коммерсантъ» по запросу «кибербуллинг» выходит 89 документов. На сайте российской газеты с давней (еще советской) историей «Известия» нами выявлено 86 материалов. На сайте мультимедийного холдинга «Российская газета» – 70, на сайте деловой газеты «Ведомости» – 31.
В казахстанских русскоязычных СМИ материалов на эту же тематику меньше. Так, казахстанское сетевое издание «ИА BaigeNews.kz» выдает 59 совпадений по запросу «кибербуллинг», новостное сетевое агентство Sputnik – 44, «Интернет ресурс Tengrinews» – 18, Liter.kz – 9. Примечательно и то, что в казахстанских СМИ чаще встречаются материалы о кибербуллинге спортсменов, тогда как в российских о кибербуллинге медиаперсон, актеров и певцов.
В медийном контексте кибербуллинг представлен и интерпретирован с разных точек зрения. СМИ фокусируются на жертвах кибербуллинга, поднимая вопросы их прав и защиты. В то же времяони пишут о причинах и последствиях кибербуллинга. Медийное освещение кибербуллинга также влияет на общественное мнение и формирует стереотипы относительно этого явления. Важная примета медиатизации – появление самого термина «кибербуллинг» в медиадискурсе.
Что же касается инициации концептом собственных прецедентных текстов (что, на наш взгляд, и является бесспорным свидетельством глубокого проникновения в культуру), то о кибербуллинге таковых, судя по нашим данным, не имеется, видимо, в силу новизны данного явления. Но сам концепт характеризуется через прецедентные высказывания – в заголовках публикаций о нём («Коммерсантъ»: «Травлей поросло», «Оскалив клики», «Хоть травля не расти»). Важно отметить, что на сайтах изданий, ориентированных на развлекательный контент, другая политика в выборе заголовков публикаций. Большинство из них являются неэтичными и способствуют кибербуллингу («Starhit» – Дочь Ивана Охлобыстина запугивают: «Желаю умереть, как собака в канаве, тебе, твоему ребенку и отцу»; «Петербургский дневник» – «Тварь, бросившая людей умирать»: Владимир Соловьев припомнил Собчак ДТП в Сочи).
Кибербуллинг не только отражается через массмедиа, но и совершается через них. Систематическая травля людей (в том числе политических противников) в СМИ (особенно в аудиовизуальных и в интернете) должна быть приравнена к кибербуллингу,психологически опасному и для его объекта, и для массовой аудитории, которая в этот буллинг вовлекается.
На пресечение и на профилактику кибербуллинга направлен Закон Республики Казахстан от 3 мая 2022 года No 118-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации», а также Закон «О средствах массовой информации», дополненный новой статьей 18-4 «Заявления по вопросам рассмотрения фактов кибербуллинга на интернет-ресурсах в отношении ребенка».
Таким образом, с учетом актуальности и значимости кибербуллинга как объекта медиалингвистики можно рассматривать термин, который его обозначает, как медийный «антиценностный» концепт. В этом термине-концепте отражается характеристика кибербуллинга как деструктивного явления.
Библиографический список - Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2007. 272 с.
- Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал: дис. ... д-ра филол. наук. Томск, 2014. 425 с.
- Лавицкий А. А. Медиаконцепт «Витебск» в региональном газетном дискурсе
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/5310/5/t17p153.pdf (дата обращения: 05.01.2024).
4.D. Olweus. Bullying at School: What We Know and What We Can Do [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.kz/books?id=0Fz1jD9paoQC&printsec=frontcover&redir_esc=y#v= onepage&q&f=false (дата обращения: 05.01.2024).