PR Drive
19 ноября 2024
Слоган предвыборной кампании как вид коммуникации

Шулепова Л. А.

студент

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева г. Астана, Казахстан

shulepova-20121@bk.ru

Предвыборные кампании можно рассматривать как определенный тип коммуникации, который периодически присутствует в жизни современного общества. Одним из особых его компонентов является политический слоган. По мнению Х.Вальтера, политический слоган – это «специальный жанр публицистического дискурса, отражающий политические, идеологические принципы, выдвигаемые некой политической силой (движением, партией, государством) в качестве основы её деятельности в некий период времени» [1: 33]. Исследователи, обращая внимание на коммуникативный аспект политического слогана, и на то, как взаимодействуют адресат и адресант, выделяют несколько его типов. Х. Кофтанджиев, К. В. Киселев, Г. Хазагеров выделяют следующие типы политических слоганов: «Слоган-имидж» (или «имиджевый слоган»), «Слоган-утверждение», «Слоган-решение проблемы», «Слоган-обещание», «Слоган-призыв», «Слоган-пожелание», «Слоган-противопоставление», «Слоган- вопрос», «Слоган-демонстрация», «Слоган-свидетельское показание», «Слоган для нескольких кандидатов» [2, 3, 4].

Рассмотрим использованиеданных типов слогана на материале предвыборной кампании политических партий Казахстанана внеочередных выборах депутатов маслихатов и Мажилиса РК от 19 марта 2023 г. В выборах участие приняли 7 действующих партий Республики Казахстан («Аманат», «Ақ жол», «КХП», «Ауыл», «ЖСДП», «Байтақ», «Respublica») и более 300 представленных ими кандидатов и самовыдвиженцев [5]. Нами было проанализировано 33 печатных флаеров, баннеров и листовок, которые во время предвыборной агитации были представлены на улицах г. Астаны. Наш интерес – слоганы на русском языке, но, безусловно, в них включаются слова и на казахском языке: имена собственные, названия партий, мест и т.д. Статистика показала, что наиболее востребованным стал слоган-призыв – 30 %, далее слоган-имидж – 24,5 %, слоган-утверждение – 15,5 %, слоган-проблема – 15 %, слоган- обещание 9 %, слоган-пожелание и слоган-вопрос по 3 %. Остановимся на каждом из них более подробно.

Слоган-призыв отличается от других тем, что содержит в себе прямое указание избирателю, за кого он должен проголосовать, без аргументации в самом высказывании. В большинстве случаев он содержит глаголы-императивы: «Голосуй за НПК», «Голосуй за свое благополучие», «Держись за Аманат!», «Народ! Поддержи свою партию!», «Голосуй за свое благополучие!», «Голосуй за достойную жизнь!», «Голосуй или проиграешь!».Однако встречаются случаи, где глагол-императив заменен символом «٧»: «Қайрақбай Жанабеков٧», «Ауыл٧», «Қуанышев Төлеген Шаңғытбайұлы٧». Подобное оформление слогана является удачным, поскольку с одной стороны, оно избегает прямого призыва избирателя к выбору, а с другой обеспечивает данную коммуникацию дополнительным визуальным рядом.

Содержательная составляющая слогана-имиджавключает в себя характеристику личных качеств, профессии, идеологии, фамилии и имени, высказываний и каких-либо других характеристик кандидата. Чаще всего в них употребляется лексемы забота, опыт, желание: «Доверие. Забота. Добрососедство» (Канат Алин, кандидат от партии «Respublica»), «Забота о людях – моя миссия!»(Койдиев Н. Н., самовыдвиженец), «Есть опыт. Есть желание. Есть результат»(Салтанат Дженалаева, самовыдвиженец). Употребление данных лексических единиц, скорее всего, связано не только с их семантикой, которая вызывает ассоциации, – есть тот, кто в сложной ситуации знает, как помочь, оградит от опасности, связано и с тем, что в общем перечне политических слоганов содержится малое количество слоганов-решений проблемы.

В слоганах-имиджах встречается указание на профессиональную принадлежность, и это происходит не случайно, поскольку основу имиджа кандидата составляют его реальные биографические факты: «Учитель нового поколения с новым Казахстаном» (Марс Аблезов, самовыдвиженец), «Моя цель: повысить качество и доступность медицинской помощи» (Марат Абдуллаев, самовыдвиженец). Отношение к профессии может выражаться как конкретным ее названием, так и описанием.

В слоганах-имиджах встречаются и собственные заявления кандидата, которые выражают его цель или позицию: «Я против! – «Баке...», «Саке»; – Повышения цен; – Пустых обещаний»(Аслан Кульмагамбетов, кандидат от партии «Байтақ»), «Моя цель: повысить качество и доступность медицинской помощи»(Марат Абдуллаев, самовыдвиженец), «Человек труда – достойная жизнь!» (Кайракбай Жанабеков, самовыдвиженец). Отметим, что большей конкретностью характеризуются слоганы самовыдвиженцев, нежели представителей партий.

Слоган-утверждение(15,5 %) сфокусирован как на основной идее избирательной кампании: «Ауыл – с фокусом на село», «Республика: новые люди –новые возможности»; так и фоновой: «На пути построения нового Казахстана», «Акимов и судей должен избирать народ!», «Когда мы едины, мы непобедимы!».

Слоган-решение проблемы (15 %) апеллирует к конкретной социальной или экономической проблеме: «Студентам – повышенные стипендии и общежития!», «Доходы от недр – народу!», «Создадим условия для возвращения кандасов!», «Добьемся, чтобы крупный бизнес взял расходы и ответственность за здоровье работников», «Земля тому, кто сам на ней работает!».

Слоган, в котором решение проблемы носит абстрактный характер, относится к слогану-обещанию(9%): «Докажем, что у народа есть голос и воля!», «Справедливый Президент, Влиятельный Парламент, Народное Правительство.», «Свобода. Справедливость. Солидарность.».Важную роль здесь играют номинативные предложения.

Используется в предвыборной кампании казахстанских партий и самовыдвиженцев и слоган-пожелание: «Пусть будет услышан голос Ауыла!» (3 %). Пожелание в данном слогане заключено в лексеме «пусть», которая имеет значение побудительности или волеизъявления, а также относится к характеристике форм будущего времени. В данном слогане используется и языковая игра: пусть будет услышан голос села и пусть будет услышан голос представителей партии «Ауыл». Использование слогана- пожелания является вспомогательным, однако коммуникация с целевой аудиторией партии чаще всего бывает успешной.

Слоган-вопрос также является наименее используемым в избирательных кампаниях (3%), листовка со слоганом-вопросам может содержать ответ или подразумевать его: «Не доверяешь ни одной партии? Доверься народу!». Большую роль играет интонация, которая бывает проявлена и в знаках препинания (восклицательный/вопросительный знаки), что придает данному слогану особую экспрессивность.

Таким образом, можно констатировать, что в казахстанском политическом дискурсе в периоды предвыборных кампаний активно применяются политические слоганы. Выбор тех или иных видов политических слоганов, а также высокая частотность использования некоторых из них (например, слоган-призыв и слоган-имидж), зависит от ментальности и приоритетов казахстанского социума. Все это доказывает, что слоганы предвыборных кампаний являются особым видом коммуникации, направленным на активизацию гражданского общества.

Библиографический список
  1. Вальтер Х. Лозунг как речевой жанр политического дискурса // Медиалингвистика, 2016. No 3 (13). С. 33-45.
  2. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www.koob.ru/kaftanjiev_hristo/ (дата обращения 10.03.2023).
3.Киселев К.В. Политический слоган: проблемы семантической политики и
коммуникативная техника. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. С. 42-43.
4.Хазагеров Г. Политическая риторика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://evartist.narod.ru/text7/06.htm (дата обращения 01.03.2023).
5.Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.election.gov.kz/rus/banners/?ID=8239 (дата обращения 30.03.2023).
Из сборника докладов XIX Международной научной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ – 2024», 19-20 апреля 2024 года