Несмотря на актуальность данной темы, в Республике Казахстан она остается пока малоизученной. Речевой портрет представляет собой индивидуальные особенности речи человека, связанные с психологией, гендером, лингвистическими, этнокультурными и социальными характеристиками личности.
Изучение проблемы исторически начинается с фонетического анализа речевого портрета, методы описания которого были разработаны в середине 60-х годов XX века М. В. Пановым. Путем анализа произношения отдельных личностей ученый создает ряд фонетических портретов известных людей. Его исследования выявили также различия между разговорной речью и литературным языком.
Концепция речевого портрета продолжает активно разрабатываться. В современной лингвистике Ю. Н. Караулов определяет речевой портрет как проявление языковой личности в речи человека, как составной и многоуровневый набор языковых способностей, умений и готовности к различным речевым поведениям разной сложности [1:32]. О. С. Иссерс уделяет особое внимание коммуникативному поведению личности. Она описывает так называемый «коммуникативный портрет», который связан с анализом характеристик речевого поведения личности [2:65]. Согласно мнению Т. П. Тарасенко, в речевом портрете проявляются следующие аспекты личности: возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические [3: 8]. Анализируется запас слов, словосочетаний, которым пользуется та или иная языковая личность.
Другой уровень – тезаурус. Один из параметров – богатый лексикон, который отражает владение автором лексико-грамматическим фондом языка. Он репрезентирует языковую картину мира. Характерно, что при описании речевого портрета учёные акцентируют внимание на использовании речевых оборотов, разговорных формул, лексики, которые делают личность известной и узнаваемой.
Следующий уровень – прагматикон, включающий в себя определенную систему целей, мотивов, которых придерживается личность в процессе общения. На наш взгляд, заслуживают внимания модели анализа М. Н. Гордеевой [4] и В. Т. Абишевой [5], которые, обобщая результаты различных подходов к описанию речевого портрета, выделяют конкретные критерии для анализа и сосредотачиваются на особенностях речевого поведения, таких, как особенности характеристики речевого поведения (этикетные формулы, речевые клише, прецедентные феномены, языковая игра), лингвокультурные особенности (отражение культуры в языке), рефлексия персонажей и метаязыковые пометы. Е. А. Гончарова отмечает, что «лексический состав фразы представляет образно-понятийную сферу персонажа, а синтаксическая структура отражает особенности логико-экспрессивной связи между образами и понятиями в процессе их восприятия» [6: 98]. По ее мнению, особенности речевой структуры персонажа проявляются не только в повторах лексического уровня, таких как предпочтительная лексика и социально-территориально окрашенная лексика, но и в предпочтении однотипных синтаксических конструкций. Б. К. Максимов фокусируется на рассмотрении речевого портрета молодежи, особенно на лексическом уровне. Учёный стремится определить моральный облик нового поколения через анализ молодежного жаргона [7].
Ученые выделяют основные характеристики: фонетический, охватывающий особенности словоупотребления, грамматику, структуру предложений и интонационные аспекты речи, такие как мелодика, темп и паузы, грамматический, лексический и синтаксический уровни.
Мы постарались построить наше исследование на примере известного казахстанского журналиста, автора более 50 научных публикаций и многих документальных фильмов Артура Платонова. Являясь руководителем и ведущим аналитической программы «Потрет недели» на телеканале КТК, преподавателем кафедры международной журналистики Казахского Национального университета им. Аль-Фараби, вице-президентом Гражданского Альянса Казахстана, Платонов, имея аналитический склад ума и харизму, сумел развить такие качества, как убеждающая речь, способность расположить к себе. Внимание телезрителей привлекает его спокойствие, уверенность в правоте своих слов, твёрдость характера. Отметим, что он почти не прибегает к жестикуляции. Аудиторию привлекает его богатая, образная речь, риторические вопросы. В выпусках программы «Портрет недели» журналист умело использует разнообразную лексику, обогащенную стилистическими оттенками. Он часто прибегает к метафорам, таким как «крах беззакония» и «слезные письма», чтобы передать определенные образы и идеи. Также он использует метонимию, когда описывает события или обстановку, говоря не напрямую, а через ассоциации, например, «чуть тарелку не съел». При этом он часто применяет прием градации, располагая слова в таком порядке, чтобы каждое следующее слово усиливало эмоциональную и смысловую нагрузку, как во фразе «богатство, безнаказанность, бесчеловечность», стремясь создать в одном из своих сюжетов образ нравственной деградации и безответственности. Наблюдения показывают, что ему присуща политическая и социальная лексика: «во благо народа», «справедливая экономика», «сильный президент – сильная страна» и др.
Для создания динамичности и эмоционального насыщения текста он прибегает к использованию фразеологизмов, таких как «тоска зеленая», «живого места не осталось». Высказывания телеведущего порой отличаются категоричностью и прямолинейностью, а также содержат экспрессивные фразы, подчеркивающие его отношение к обсуждаемым темам. Для его речи характерны разговорные слова и фразы: «загвоздка», «пошло-поехало» и др. Журналист широко использует различные стилистические приемы для выражения своих мыслей.
Его многочисленные победы на международных и национальных форумах, двойная награда «Общественное признание» как «тележурналист десятилетия», а также звания «Человек года» и звание лауреата премий «Выбор года в Казахстане» в номинации «Лучший тележурналист» свидетельствуют о его выдающихся достижениях и уважении в профессиональном сообществе.
Таким образом, исследование речевого портрета Артура Платонова помогает не только лучше понять его речевые особенности, стиль и методы работы, но и оценить его значимость в современном журналистском содружестве.
Библиографический список - Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987. 263 с.
- Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М. : ЛКИ, 2008. 288с.
- Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. . . . канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 26 с.
- Гордеева М. Н Речевой портрет и способы его описания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. hqlib. ru/st. php?n=101 (дата обращения: 14. 02. 2024).
- Абишева В. Т. Основы журналистской деонтологии: Учебное пособие. Караганда: Изд-во КарГУ им. Е. А. Букетова, 2017. 277 с.
- Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте. Томск, 1984. 148 с.
- Максимов Б. К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни // Русский язык
и современность. М. 2011. No 2. С. 45-54.