Глава 1. Мотивация, упорство и практика. Начните с главного!
Когда знакомые узнают, что я веду тренинги по управлению голосом, девять человек из десяти говорят: «Мне тоже это нужно!». Однако из тех, кто приходит на мои тренинги, лишь единицы продолжают заниматься и оттачивать навыки самостоятельно. То есть многие люди хотят выразительно говорить, понимают, что им это важно и полезно, но дальше желания дело почему-то не идет. Поэтому начать хочу с главного — как найти в себе не только желание, но и мотивацию совершенствовать свою манеру речи.
Если вы думаете, что есть какая-то волшебная методика, которая за один день сделает из вас блестящего оратора, вынуждена вас разочаровать — ее не существует. Когда люди слышат, как легко и свободно я могу говорить на любую тему, они думают, что я знаю какие-то особые секреты, но не хочу их выдавать. И я действительно знаю один секрет. Вернее, даже три — сильная мотивация, упорство и регулярная практика. Любая самая прекрасная методика не сработает без них. Они — фундамент и основа для вашего нового речевого образа.
Чем мотивация отличается от желания?
Мотивация отличается от желания. Желание — это некий импульс, это ваше «хочу». То есть это энергия, но пока еще не действие. Например, вы думаете: «Вот бы в Париж съездить!» Мысль мелькнула и забылась, потому что сегодня у вас на повестке дня более важные вопросы — нужно сдавать заказчику проект, забрать детей из садика, купить кошачий корм и еще успеть после работы к стоматологу. И так — каждый день. То есть само желание побывать в Париже вас греет и радует, но к Парижу пока никак не приближает.
А вот мотивация придает вашему желанию конкретную форму и направление — то есть вы понимаете, «для чего» вам это нужно и «как» это осуществить. В случае с Парижем, например, ваше «для чего» — это намерение подняться на Монмартр, увидеть улыбку Мона Лизы в Лувре и выпить кофе с хрустящим круассаном. И все это вы можете прямо сейчас представить себе в красках. И только теперь ваше желание переходит в действие — вы начинаете понимать, «как» его осуществить. Вы прицельно используете поисковики, находите для себя подходящий тур и даты, подсчитываете, сколько вам нужно денег и к какому сроку, и начинаете их откладывать.
Если вы хотите изменить свою манеру речи, то нужно сделать то же самое — вначале понять мотивацию («для чего?»), а потом выбирать методику и техники («как»). Вначале цель — потом действия. И лучше на этом этапе не торопиться, потому что именно понимание своих целей дает нам силы их добиваться. К сожалению, многие люди делают как раз наоборот: начинают действовать, поддавшись минутному порыву, а потом у них не хватает мотивации довести начатое до конца.
Теперь о том, какой должна быть эффективная мотивация. Первое и самое важное — ваша мотивация должна быть нематериальной.
Да, да, именно так. Потому что на первом этапе нас обычно вдохновляет получение не столько прибыли, сколько удовольствия. Поэтому причины, по которым вы хотите улучшить свою речь, не должны быть связаны только с успехом в карьере или в бизнесе. В первую очередь важно, чтобы вам просто нравилось это делать. А уже затем — потому что вы хотите стать успешным селзом, управленцем, журналистом на ТВ, хотите выступить на TedX или увеличить свой доход.
Дело в том, что все наши желания условно можно разделить на две категории: «быть» и «иметь». Вначале нужно «быть» — то есть находиться в процессе, заниматься тем, что вам нравится. Когда вы в этом успешны, это поможет вам достичь того, что вы хотите «иметь» (деньги, покупки, достижения). Поэтому сперва необходимо полюбить выступать публично — только тогда вы станете в этом по-настоящему успешны.
Второе — ваша мотивация должна быть важна для вас, а не для других людей.
Иногда люди приходят на мои тренинги с ожиданиями, что я скажу, над чем им нужно работать, и нужно ли вообще. Потому что я — тренер, профессионал и «со стороны виднее». Или, например, человеку кто-то (коллега, мама, друг) сказал: «Ты слишком тихо разговариваешь! Ты ведь руководитель, тебе нужен командный голос, иди на тренинг!» Сам человек вообще не обращает на это внимания, у него не авторитарный стиль общения с сотрудниками и без командного голоса он прекрасно обходится. «Но раз нужно, то я готов! — говорит он мне, придя на тренинг. — Дайте мне упражнения и гарантии, что это сработает».
Понимаете, так не получится. Для того, чтобы что-то изменить в своем голосе, вам нужно самому этого хотеть и, более того, понимать, чего именно вы хотите. Это должно быть не желание ваших друзей или близких и не то, что вам «положено» уметь по статусу или роду работы. Это должно быть вашей потребностью. Если вашего «тихого» голоса вам вполне достаточно для общения с коллегами и вы довольны собой, то не нужно ломать себя в угоду чужому мнению. А вот если вам самому хочется научиться говорить громко и твердо, но не получается — тогда вам действительно это нужно.
И, завершая говорить о мотивации, хочу открыть вам еще один секрет: раскрывая возможности своего голоса, вы раскрываете самого себя.
Обычно особенно настойчивые ученики говорят мне: «Просто покажите мне упражнения, а я буду регулярно заниматься, я настойчивый». Но голос и речь — это не та вершина, которую можно взять одними только упорными действиями. Для того чтобы научиться говорить живо, создавать настроение, приковывать внимание к своим словам — необходимо все упражнения и речевые практики пропускать через себя, через свои ощущения. Тогда это действительно будет вашим — прочувствованным, живым, от сердца идущим. Поэтому если вы хотите стать просто успешным — работайте над техниками. Но если вы хотите стать талантливым — уметь передавать свое настроение голосом и вызывать отклик в сердцах людей — вкладывайте в свои занятия душу.
Тело и душа голоса — что важнее?
Давайте разберем, что из себя представляет ваш голос. Во-первых, это часть вашего тела — потому что голос «рождается» в теле. Для того чтобы сказать хоть одно слово, нужно задействовать сразу несколько систем тела — дыхание, связки, артикуляционные мышцы. То есть голос — это некое физическое действие, работа мышц. Казалось бы, почему тогда его нельзя «накачать» регулярными упорными тренировками, как любую мышцу?
Потому что голос — также и часть вашей личности, характера, настроения. Тембр голоса, интонации, которые вы используете, настроение, которое вкладываете в свои слова, даже скорость вашей речи и паузы — все это эмоциональная, личностная составляющая. В отличие от тела, эмоции гораздо более изменчивы: сейчас вы чувствуете одно настроение, через минуту другое, а вместе с настроением меняется ваш голос и манера говорить. Соответственно, чуть иначе начинают работать и мышцы, «включающие» голос.
Именно через эмоции легче управлять своим голосом, направлять его. Поэтому начинать занятия нужно не через силу, а через ощущения. Это сложнее, но эффективнее. Если же для вас непривычно или некомфортно прислушиваться к своим эмоциям, тогда во время занятий слушайте свое тело — это тоже уровень ощущений. Главное — не делайте ничего механически, на автомате, потому что «надо».
Вот вам наглядное подтверждение того, что голос раскрывает характер и личность человека. Например, для теле– и радиоведущего приятный тембр голоса и четкая дикция — это не какие-то особые таланты, а необходимый рабочий «минимум». Вы ведь наверняка замечаете, что у ведущих и дикторов обычно поставленная речь. Но скажите честно, сколь многих из них вы сможете узнать, не видя, только по голосу? Не думаю, что вы назвали больше двух–трех имен. Потому что просто красивая, «гладкая» речь никому не интересна. Нас привлекает то, что человек вкладывает в свои слова. Нас интересует личность, которая стоит за словами. Сила голоса — в его индивидуальности.
Конечно, четкая дикция и поставленный голос — это навыки, необходимые для публичных выступлений. Но начинать все-таки нужно с эмоциональной составляющей голоса — той, которая делает его ВАШИМ. Знайте, что природа на вашей стороне — потому что голос каждого человека оригинален так же, как отпечатки пальцев. Все, что вам нужно сделать — раскрыть свою индивидуальность через голос и речь.
Итак, начнем. Предлагаю вам посвятить выполнению этих упражнений одну неделю (каждый день, исключая выходные) и только потом переходить к следующим.