О будущем профессии– Как вы думаете, PR как профессия может исчезнуть или раствориться в других сферах из-за стремительного развития технологий?–
Я думаю, наоборот. В нашей стране профессия PR- специалиста в глубоком смысле этого слова находится в зачаточном состоянии, а значит у профессии огромный потенциал роста. Я убеждена, что профессия PR-специалиста не исчезнет, а трансформируется. PR-специалисты должны уже выйти из тени и перестать быть просто исполнителями. Они должны занимать отдельные самостоятельные позиции уровней консультанта или советника, чтобы на него не могли влиять другие подразделения компании, и он имел компетенции направлять коммуникационную повестку компании в нужное русло. Именно сегодня технологии усилят профессию PR-специалиста, когда всю рутинную работу он может отдать им, а сам заниматься более системными и глобальными вещами. Я не верю в исчезновение PR. Скорее, мы увидим эволюцию профессии, где технологии будут инструментом, позволяющим PR-специалистам стать еще более эффективными и влиятельными.
Еще один момент – это антикризисные коммуникации. Ни один ИИ не сможет полностью урегулировать кризисный кейс. Да, с технической точки зрения (мониторинг, анализ и пр.) ИИ справится с этой задачей лучше человека, но искреннюю коммуникацию с потребителем он не заменит.
– Если завтра ИИ начнёт генерировать PR-стратегии лучше, чем человек, останутся ли пиарщики востребованными?– Тут важно понимать, как работает ИИ. Ни один ИИ по отдельному запросу не сделает стратегию лучше, чем PR-специалист изнутри компании. Если ИИ начнет генерить PR-стратегии, то без хороших вводных данных, которые задаст PR-специалист, мы получим шаблонный документ. Чтобы ИИ выдал правильную стратегию, важно сослаться на конкретные референсы, выстроить определенную цель и задачу в промпте, учитывать особенности целевой аудитории и ключевые инсайты от компании, т.е. нужен детальный бриф с учётом множества составляющих. В этом и есть задача PR-специалиста. Без него и человеческой вовлеченности создавать рабочие стратегии при помощи ИИ не получится. Поэтому несмотря на то, что большинство моих коллег говорят обратное, я очень верю, что человек продолжит играть первостепенную и быть главным дирижером, пиарщики останутся востребованными, а ИИ будет дополняет человека с точки зрения скорости и системности.
Приведу аналогию с PR агентством. Зачем компании пиарщик, если отдельная компания в составе скажем 5-ти пиарщиков может вести за него всю пиар деятельность. Я считаю, что никто, кроме человека, находящегося внутри компании, не сможет правильно забрифовать агентство, которое дальше будет давать правильную коммуникацию с учётом специфики компании. Дирижирует всегда ключевой пиарщик изнутри компании. Тоже самое с ИИ. То, как он выдаст стратегию, зависит от PR-специалиста внутри компании.
– Что изменилось в пиар за последние 8 лет–
За последние 8 лет в сфере коммуникаций в Казахстане произошел квантовый скачок. У пиарщиков появились новые инструменты и подходы, а потребитель стал более глубоким и чувствительным к любой коммуникации от компании. Анализируя изменения, произошедшие в PR индустрии Казахстана за последние 8-10 лет, самое важное, что произошло на мой взгляд – это постепенное понимание у руководителей компаний необходимости как минимум одного PR-специалиста в компании, а как максимум - пресс-службы. Дополнительно я бы выделила следующие важные изменения, уверена, что это не весь список:
1. Диджитализация и рост влияния социальных сетей. Роль традиционных СМИ, в том числе печатных газет и телевидения сильно снизилась, уступая место Instagram, TikTok, Telegram, LinkedInn, которые стали основными площадками для коммуникации. Границы между PR, SMM и контент-маркетингом размылись, появились инфлюенсеры, блогеры, микроинфлюенсеры, которые сегодня относятся к одним из важнейших каналов коммуникации
2. Кризисный PR стал нормой. Вызовы, связанные с пандемией, политическими событиями (например, январь 2022), санкциями и внешними экономическими факторами, заставили компании усиливать антикризисные коммуникации. Повысился спрос на репутационный аудит, антикризисные сценарии, работу с негативом в соцсетях. PR-специалисты стали более оперативно реагировать на кризисные кейсы и проводить проактивную работу для нейтрализации негатива.
3. Рост значения ESG и социальной ответственности. Компании (особенно крупные, госсектор и квазигоссектор) стали включать в PR-повестку устойчивое развитие, экологические, социальные и благотворительные проекты. Потребитель идет за ценностями бренда и эмоциями, которые он испытывает при контакте с брендом.
4. Локализация и усиление роли казахского языка. За последние 8-10 лет выросло число потребителей, для которые казахский язык – это первый и основной язык. Они стильные, модные, думающие, имеющие свою четкую позицию. Мы видим, что все больше PR-материалов выходит на казахском языке. Появилось несколько сильных медиа, ориентированных на казахоязычную аудиторию, с очень высоким качеством контента.
5. Развитие аналитики и метрик. PR стал более оцифрованным: оценка эффективности (по KPI, метрикам вовлеченности, охвату), использование медиа-мониторинга и социальных сетей стало нормой.
6. Бренды стали «говорящими» и «слышащими». Компании стали чаще открыто высказываться по социальным вопросам, вовлекаться в диалоги, вести точечные активные коммуникации с аудиторией. Появилось больше личных брендов — от СЕО до пресс-секретарей, которые выступают как самостоятельные инфлюенсеры. Мы видим налаженную двустороннюю коммуникацию бренда и потребителя, когда компании слышат свою аудиторию и адаптируют свою коммуникацию под нужны потребителя.
Записала Махаббат Садвакасова