О чем спрашивать кандидатов для работы в пиар команде?
Кадровый вопрос, пожалуй, остается одним из самых больных для любого руководителя в пиар, поскольку от профессионализма команды зависит конечный результат. Текучесть кадров в отрасли и большое количество вакансий говорят о том, что есть большой спрос на профессионалов при скудном предложении. Пиар директорам приходится регулярно проводить собеседования, и ценой ошибки в подборе персонала могут стать потраченные впоследствии ресурсы: время и, увы – качество проектов. Какие же вопросы нужно задать кандидату на позицию менеджера по PR, чтобы понять, "ваш" ли это человек, и какие тестовые задания предлагать, чтобы понять, обладает ли кандидат нужными навыками? Несколько профессионалов в области коммуникаций помогли нам с ответами на эти вопросы.
Фатима Косаева, директор по корпоративным коммуникациям Евразийской группы

1. У нас в ERG практикуются горизонтальные перемещения, поэтому в основном в Департаменте корпоративных коммуникаций (или как мы себя называем DreamteamDKK) работают сотрудники, перешедшие в Нур-Султан из предприятий. Но несколько членов команды проходили собеседование. И я спрашивала, какие у них отношения с журналистами и есть ли журналисты, к которым они могут обратиться в кризисных ситуациях? Или такие вопросы: «Если я позвоню вашему предыдущему руководителю, что он мне о вас скажет?» И: «Какие книги читаете?»

2. Подходит ли человек для своей работы, я выявляю в ходе испытательного периода. Потому что не верю, что одно тестовое задание покажет реальный потенциал сотрудника.


Фатима Косаева
Асель Турманова, агентство Казахстанский Пресс-клуб/PG Communications, руководитель офиса в г. Нур-Султане

  1. Мне интересно, есть ли у человека в целом понимание, что такое PR и чем PR отличается от рекламы или маркетинга. Прошу рассказать, почему человек пришел в PR, чем ему интересна эта профессия. Третий вопрос - прошу рассказать как бы он провел и организовал пресс-конференцию? Какие моменты стоит учесть с точки зрения контента и с точки зрения организации? Все три вопроса достаточно общие и базовые. Но они дают представление, есть ли у человека, во-первых, представление, что такое PR, хочет ли он действительно этим заниматься, и есть ли базовые знания , как организовать стандартное мероприятие.

  2. Когда ты работаешь в PR-агентстве, специалист нужен разноплановый, который может один делать разную работу - от составления бюджета до сдачи актов в бухгалтерию, поэтому в Казахстанском Пресс-клубе мы применяем тестовые задания. Они включают в себя задания как по работе с документами, так и по написанию текстов, например, пресс-релиза. Это очень хороший барьер, который позволяет отсеивать, как правило, до 90% всех желающих. Это всегда показатель, готов ли человек выполнить задание для кандидата или нет. Кроме того, демонстрирует, какие пробелы в знаниях у него есть. Также с прошлого года уже на собеседовании я стала применять психологические тесты, чтобы оценить кандидата с точки зрения стрессоустойчивости и жизненных приоритетов. Они направлены на понимание того, какие аспекты жизни сейчас у человека в приоритете, как он ведет себя в период стресса, какие личные качества у него доминируют. Считаю, что в профессии PR-специалиста, который вынужден вести активную социальную жизнь, постоянно взаимодействуя с различными людьми, крайне важны межличностные коммуникации. Иногда так называемые soft skills важнее hard skills.

Асель Турманова
Динара Алимова, пресс-секретарь Министерства финансов РК

1. Вопрос подбора кадров один из ключевых при организации работы пресс-службы Министерства финансов РК. И хотя сама процедура трудоустройства определена соответствующими правилами, применяемыми к государственной службе, все же действуют критерии отбора для кандидатов.

Кроме соответствующего образования и опыта, при собеседовании большое внимание уделяется наличию таких качеств как коммуникабельность и доброжелательность, так как нужно будет контактировать с журналистами. Выясняется, насколько соискатель ориентирован на результат, умеет ли проявлять инициативу, как себя позиционирует, знаком ли он с работой PR именно в государственных органах.

Среди вопросов, которые звучат на собеседовании, также есть и такие:

«Что бы вы привнесли в организацию работы пресс-службы для повышения ее эффективности?»

«Кем вы видите себя через 3-5 лет и планируете ли вы карьерный рост на этом месте работы?»

«Какие инструменты вы применили бы на случай информационных угроз для имиджа организации?»


2. При собеседовании кандидату задаются ситуационные вопросы, например: «Какие меры нужно предпринять для недопущения кризисных ситуаций?»

Или вопросы, которые помогут узнать кругозор кандидата , например: «Что вы читаете в настоящее время? Ваши увлечения, хобби? Какой фильм вы бы нам порекомендовали посмотреть?»

Среди тестовых заданий есть такие, когда кандидату предлагается найти нелогичности в пресс-релизе, отредактировать пресс-релиз, подготовить пресс-анонс, составить топ вопросов для интервью на заданную тему, найти информационный повод в материалах структурных подразделений и другое.

Динара Алимова