5 ВОПРОСОВ О ПОДКАСТАХ
Дания Утеева, руководитель проектов PBN Hill + Knowlton Strategies, рассказывает все самое важное, что нужно знать о новом стремительно набирающем популярность формате контента.
Несмотря на разные форматы существования аудиоконтента, который уже давно активно используется в различных целях, на наш взгляд, подкаст все же один из самых молодых его представителей именно в том модифицированном виде, в котором он есть сейчас. Его популярность и перерождение абсолютно объяснимы требованиями современного мира, в котором мы живем, и информационного поля, в котором мы все находимся. Давайте попробуем разобраться подробнее через ответы на самые популярные запросы в поиске google по данной теме.


ЧТО такое подкаст?

Это возродившийся формат аудиоконтента, который, как правило, состоит из серийных материалов, подготовленных на одну тему. К тому же подкаст имеет периодичность. Вы можете прослушать как подкасты-монологи, где автор ведет рассказ на одну тему с совершенно разной продолжительностью, так и диалоги и интервью с одним или более спикерами. Примечательно то, что новомодное название нового аудиоформата «подкастинг» появилось относительно недавно и включает в себя два слова: плеер от Apple, iPod и термин «broadcasting». К слову, соединил эти два понятия в единый неологизм журналист The Guardian, Бен Хаммерсли. Он же употребил его впервые в пик возродившейся заново популярности подкастинга в США, как раз в период востребованности самих iPod-ов.


КТО сейчас слушает подкасты?

По результатам исследования, проведенного Knight Foundation, был выявлен портрет среднестатистического слушателя и пользователя подкастов.

Выяснилось, что 40% опрошенных слушают подкасты более 10 часов в неделю. При этом возрастные группы среди активных слушателей варьируются: например, пользователи в возрасте 25-35 лет больше всех остальных слушают подкасты - более 10 часов в неделю. Кроме этого, исследование подтверждает, что большинство из юзеров продвинутые пользователи мобильной техники и предпочитают слушать подкасты в дороге: во время поездки на работу или с работы и т.д. Это в целом является и главным преимуществом такого контента для этого поколения: возможность параллельно выполнять несколько действий. Также почти 100% слушателей посоветовали тот или иной подкаст своим друзьям и знакомым, что является одной из причин их невообразимой популярности на рынке: отлично сработавший эффект сарафанного радио. В Казахстане возрастная категория активных слушателей несколько моложе, чем на Западе: у нас портрет активно вовлеченного аудиопользователя берет отсчет с 23 лет. При этом остальные характеристики остаются схожими: это прогрессивная креативная молодежь среднего класса, открытая к знаниям, но с нехваткой времени на поглощение всего информационного контента вокруг.

Новомодное название нового аудиоформата «подкастинг» появилось относительно недавно и включает в себя два слова: плеер от Apple, iPod и термин «broadcasting».
Почему подкасты так популярны?
Обретение былой популярности подкастов сегодня обусловлено несколькими факторами:
Экономия времени
Однозначно главное преимущество этого вида контента. С каждым годом информации вокруг и средств для ее получения становится все больше, а времени на ее изучение, соответственно, меньше. Подкасты же позволяют такую роскошь, как прослушивание в дороге (которая занимает огромное количество времени в нашей жизни), во время спортивных тренировок (это тоже неотъемлемая часть жизни потенциального слушателя подкастов) и во время любой другой механической работы, которая не требует полной концентрации. Впрочем, сейчас многие уже заменяют свои плейлисты с музыкой на прослушивание информационного контента в виде образовательных шоу и передач, интервью, аудиокниг и т.д.
Переход к смартфонам
Из нашего личного опыта работы с вебсайтами различных брендов и компаний с каждым годом тенденция перехода пользователей с десктопа на мобильные девайсы увеличивается. Если еще год назад общая картина в ходе нашего анализа трафика на вебсайтах показывала, что доля пользователей мобильных устройств стремительно достигла отметки в 80%, то сегодня эта цифра увеличилась до 85% и, возможно, совсем скоро переступит этот показатель. Смартфон стал универсальным гаджетом, который может заменить большую часть ваших повседневных вещей. Поэтому неудивительно, что бум подкастинга напрямую связан с ростом пользователей мобильных устройств. Сейчас на смартфонах читают книги, смотрят фильмы и сериалы и пишут тексты, подкастинг, конечно, тоже не остался в стороне.
Эффект присутствия
Многие пользователи называют еще одну довольно вескую причину, по которой они готовы тратить свое время на прослушивание подкастов. Это эффект присутствия. Особенно это относится к таким видам подкастов, как интервью, шоу и различные передачи. Есть даже результаты исследования, подтверждающие, что аудиоконтент дарит пользователю гораздо более четкое чувство вовлеченности в разговор, нежели видеоконтент, который сразу ставит границу между пользователем и тем или иным девайсом.
Переизбыток контента
Каждую минуту в мировое интернет пространство загружается более 1 500 000 гигабайт информации. А если представить, сколько видео просматривается каждую секунду на YouTube, сколькими байт информации ежедневно обмениваются пользователи посредством мессенджеров, то в таком потоке достаточно сложно остаться на плаву и определить ценность информации. В этом случае подкаст - отличный помощник в ее сортировке и правильном распределении. Например, можно разложить в хронологическом порядке те или иные события с помощью аудиопередач или всегда быть в курсе новостей.
ЗАЧЕМ медиа нужны подкасты?

Как показывает практика, пользователи, действительно, готовы слушать аудиоконтент гораздо дольше, чем видео. Объясняется это причинами, описанными выше. Почему медиа стали активно использовать подкаст как один из самых предпочтительных видов контента? История рассказывает, что первый успех был у журналистского аудиопроекта «Сериал», где рассказывались подробности одного громкого убийства в 1999 году. За короткое время проект занял лидирующие позиции в iTunes и, по данным Apple, набрал 5 миллионов скачиваний. После этого свои подкасты запустили ведущие зарубежные издания, такие как The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal и Buzzfeed. Многие исследования утверждают, что вовлеченность пользователей в прослушивание аудиоконтента в несколько раз больше, чем в остальные виды. Например, в большинстве случаев пользователи внимательно слушают рекламное аудиосообщение и не проматывают его, что позволяет продвигаемым таким образом брендам получить огромный бенефит: либо месседж, который удалось оставить в подсознании и который пользователь донес дальше по цепочке другим пользователям, либо конверсия в виде приобретения, покупки или любого другого взаимодействия с брендом. В Казахстане этот формат пока остается нетронутым локальными медиа, поэтому данную нишу можно назвать практически свободной, но есть и позитивные прогнозы, которые предсказывают появление и популярность локальных проектов на рынке.

КАКИЕ подкасты стоит послушать?

Ниже наши личные рекомендации казахстанских и зарубежных подкастинг проектов, которые мы советуем к прослушиванию.

  1. Брендятина. Проект радиостанции «Маяк» об истории всех возможных брендов. Здорово, что беседа проходит среди четырех ведущих, которые помимо самого рассказа, активно обсуждают, шутят и представляют различные гипотезы. Вообще, у «Маяка» много и других интересных проектов, которые можно также найти на iTunes, но этот – один из самых популярных. Особенно рекомендуем к прослушиванию маркетологам.

  2. TEDx. Еще один проект, который у многих наверняка на слуху. Самое прекрасное в нем – это то, что здесь собраны монологи на самые разные темы: от развития искусственного интеллекта до взаимоотношений между полами, и все это спикеры умещают в рассказ длиною в 10-15 минут. Рекомендуем к прослушиванию для общего просвещения и практики аудирования английского языка.

  3. Arzamas. Мы пока не знаем лучшего проекта об искусстве и истории, чем Arzamas. Главное удобство – одна тема собирается в один цикл из нескольких частей, которые содержат непродолжительные разговоры. Рекомендуем всем, кто хочет разбираться в искусстве и истории.

  4. Тамаша жыл. Один из главных подкастов страны на казахском языке. Здесь можно узнать все о том, как любить жизнь, достигать своих целей и не бояться брать ответственность за принятые решение. Локальные проекты, которые обретают большую популярность среди слушателей – это уверенный шаг в сторону развития казахстанского контента и обсуждения проблем, которые близки казахстанцам.

  5. Кроме всего вышеперечисленного, мы советуем вам слушать аудиорассказы, классические романы в аудиоформате и сказки. Аудиоконтента стало так много, что каждый сможет найти проект подходящий под свои личные требования, возможности и предпочтения.

Дания Утеева
Руководитель проектов PBN Hill + Knowlton Strategies