Работа над ошибками. Выпуск 2
В прошлом году безусловным лидером в поставке кейсов «как делать не нужно» стал государственный сектор, однако мы подготовили сбалансированную подборку, чтобы еще раз подчеркнуть: ни один сектор и ни одна компания не имеет иммунитета против кризисов.
Но начать предлагаем с подборки удачных кейсов:
Let's GO GREEN

Как это было: В конце года крупнейшая ресторанная сеть abr совместно с мобильным сервисом Tazalyk запустила экологическую инициативу Go Green. Ресторанная компания заявила, что полностью перешла на разделение производственных отходов и их сдачу на вторичную переработку; занялась приемом чистых, сортированных материалов, подходящих для переработки. Кроме того, объявили о скидке в 50% на кофе, если клиент придет к ним со своей многоразовой кружкой, и пообещали всегда наполнить стакан водой.

Команда abr опубликовала видеоролик на своей странице Instagram со слоганом «Главное – начать с себя! Верим, что вместе мы сможем больше!». Более 100 пользователей, включая медиа персон, представителей СМИ, блогеров и гражданских активистов поддержали проект репостами в своих аккаунтах под хэштегом #gogreenkz. Сегодня abr продолжает делиться образовательным контентом о подготовке к сортировке, о проблемах утилизации мусора, о пластиковых отходах и маркировке, а также специальными лайфхаками, советами и интересными цифрами.

Вывод: Безусловно, одним из важнейших трендов прошедшего года стал фокус на вопросах устойчивого развития и этичности бизнеса. При этом среди лидирующих тем актуальной повестки сегодня – экология. abr уже не в первый раз попадает в наш топ лучших кейсов, вовремя включаясь в актуальную повестку, однако если обсуждая инициативу HeForShe, мы отмечали, что с прекрасным стартом мы не увидели никакого продолжения (собственно, прошло несколько лет, а ничего так и не произошло), то программа Go Green обещает стать полноценной платформой для становления и развития полномасштабной программы устойчивого развития.
What Stan? TRAVELSTAN!

Как это было: В целях продвижения туристического бренда нашей страны и внутреннего туризма в августе 2019 года был презентован имиджевый ролик Travelstan, снятый казахстанской командой Photosafari. Концепция видеоролика была выстроена вокруг суффикса «STAN» и – в противовес стандартному стереотипу о «непонятных станах» – предложила положительные образы, которые формируют имидж страны как безопасного, интересного, современного направления для туристов: adventurestan - страна приключений, tastystan - страна вкусов, photostan - страна фотографии и другие. Видео моментально разлетелось по социальным сетям и мессенджерам, завоевав любовь казахстанцев.

Вывод: Пожалуй, из всех многочисленных, честно скажем, неудачных кампаний и инициатив, направленных на позиционирование Казахстана как туристического направления, видео Travelstan – один из самых лучших проектов. Здесь сошлось все – свежая идея, классный месседж, который, отражая реальные стереотипы о нашей стране, работает на изменение восприятия Казахстана, как очередного невпечатляющего «стана». Кроме того, аутентичный контент, созданный локальной командой, которая на протяжении нескольких лет активно занимается популяризацией внутреннего туризма и знает нашу страну не понаслышке.

Быстрее. Мобильнее. Сильнее.

Как это было: Клуб Nike+Almaty, в который входят Nike+Running Club и Nike+Training Club, в прошедшем году провел серию спортивных мероприятий в Алматы и продолжает собирать единомышленников на регулярных открытых тренировках в городе. В рамках ежегодной конвенции Nike участники занимались бегом на открытом воздухе, йогой и фитнесом.

Вывод: Сегодня тема здорового образа жизни актуальна в Казахстане как никогда, и Nike – яркий пример того, как правильно собрать вокруг компании свое community, резонируя с интересами различных групп и объединяя как любителей здорового образа жизни, так и экспертов в сфере фитнеса и профессионального спорта. Еще один прекрасный пример использования омниканальности - онлайн-ресурсы, социальные сети, мобильные приложения и офлайн активности работают вместе, выстраивая прочную эмоциональную связь и делая взаимодействие с брендом непрерывным.

Ответственность – новый черный

Как это было: Тема сексуального насилия в 2019 году стала одной из самых актуальных, дело об изнасиловании девушки в поезде КТЖ вызвало волну негодования, и пока правительство и гражданские активисты работали над вопросами совершенствования законодательства, а руководство КТЖ заняло пассивную позицию, представители СМИ активно освещали тему, а также стремились предостеречь читателей, публикуя материалы о том, как уберечь себя и своих близких от домогательств и насилия.

Так, команда сайта The Steppe выпустила материал с лайфхаками, как избежать изнасилования, посоветовав женщинам «быть скромнее». Классический виктимблейминг вызвал бурную реакцию со стороны пользователей социальных сетей и лидеров мнений. После того как на редакцию обрушились десятки негативных комментариев, публикацию оперативно удалили, а главный редактор портала принес официальные извинения на личных страницах в социальных сетях и в аккаунтах The Steppe, отметив, что женщины «не обязаны одеваться скромно, чтобы их уважали». Команда портала подчеркнула, что продолжит активно освещать социальные проблемы и способствовать повышению осведомленности читателей о своих правах и ответственности перед другими людьми, поблагодарив каждого откликнувшегося.

Вывод: Мы все совершаем ошибки и главное правило: уметь вовремя их признавать, реагировать и выносить правильные уроки. Адекватная и мгновенная реакция на возникшую ситуацию помогла не только минимизировать репутационный ущерб, но и сохранить доверие и уважение аудитории.

Какие же уроки нам подарил прошедший год? Предлагаем рассмотреть наш топ кейсов, в которых нарушены золотые правила антикризисных коммуникаций.
Негативные кейсы:
Кейс 1: Ты – казашка. Гордись!
Как это было: в ноябре прошлого года на прилавках книжных магазинов появилась книга с броским названием «Ты – казашка. Гордись!» под авторством депутата Маслихата города Нур-Султан, общественного деятеля и основателя Института культурно-нравственного воспитания девочек «Қазақ қызы» Каракат Абден.

Возможно, книга осталась бы незамеченной, если бы не это громкое и провокационное название на ярко-красном фоне, которое ни мы, ни активисты в социальных сетях не смогли проигнорировать.

В книге автор делится 160 «лайфхаками» с молодыми девушками о том, как вести себя в обществе, с противоположным полом и на каких принципах необходимо основывать каждый свой поступок. Содержание труда оказалось настолько сомнительным, а реакция социальных сетей – настолько быстрой, что уже в начале декабря после официальной презентации книги казахстанские социальные сети наполнились множеством негативных постов активистов, журналистов, блогеров и обывателей с вопросами, касающимися не только контента книги, ее целевой аудитории и финансирования проекта под руководством официального лица, но и деятельности депутата, руководства Институтом культурно-нравственного воспитания девочек "Қазақ қызы", который также призван заниматься обучением молодых жительниц Казахстана. Госпожа Абден дала комментарий в своих аккаунтах о замысле книги и двусмысленных высказываниях на общественно-значимые темы, затронутые в ее труде, а также депутат подтвердила встречу с активистом и журналистом Фаризой Оспан, освещавшей тему, с обещаниями рассказать подробно не только о посыле «Ты – казашка. Гордись!», но и о деятельности фонда, часть статей расходов которого спонсируется из государственного бюджета, чем подала надежду на установление диалога, но в назначенный день Каракат Абден отменила встречу, сославшись на занятость, что еще больше подпитало негодование общественности. Больше депутат на связь с общественностью не выходила.

Урок: Вместо оперативного погашения воспламеняющихся очагов возмущения и негатива, предоставления развернутой и фактически обоснованной информации, такое поведение часто еще больше провоцирует развитие кризиса. Лучший выход из ситуации – открытый диалог, готовность к неудобным вопросам и смелость быть источником правдивой информации. Кроме того, важно придерживаться обещаний, данных публично или лично, не позволяя сложившейся ситуации разрастить до неконтролируемых масштабов.
Кейс 2: Это искусство! Вы просто не понимаете.
Как это было: В начале сентября на сайте BURO Kazakhstan был опубликован материал с фотосессией в стиле 70-х. Главная причина, по которой он вызвал шквал негодования среди казахстанских читателей и пользователей – это попытка обыграть тему насилия в фотографиях. На снимках изображены модели, которые играют роль жертв маньяка и одеты в одежду из последней коллекции H&M, в которой прослеживаются очевидные отсылки к 70-м. Собственно именно таким образом редакция и оправдала саму идею фотосессии. По мнению команды модного портала, тренд на убийства, волна которых прошла именно в семидесятые годы, является отличным лейтмотивом к фоторепортажу.

После того как пользователи начали высказывать свое негативное мнение на всех возможных площадках, где присутствует медиа, стал развиваться новый кризис для бренда: сотрудники редакции начали вступать в активную перепалку с комментаторами. Это, конечно, не осталось без внимания и снизило уровень доверия к медиа еще больше.

Что касается реакции H&M, то здесь этот вопрос так и остался не отвеченным: действительно ли имеет бренд одежды отношение к фотосъемке, которая смело заявляла о коллаборативных началах, история умалчивает. После серии публикаций о романтизации насилия казахстанской редакцией всемирно известного BURO и в профессиональных телеграм-каналах России и на российский новостных и информационно-развлекательных порталах, материал удалили и публично принесли извинения, заверяя в том, что бренд H&M не имеет никакого отношения к данной съемке. Вопросов, конечно, много, но, к сожалению, никто не осмелился дать на них полноценные ответы.

Урок: Кампания, романтизирующая насилие над женщинами, на фоне активной борьбы с подобными преступлениями не только в Казахстане, но и во всем мире, пожалуй, один из самых громких коммуникационных промахов за последние несколько лет на медийном рынке. Но реакция команды BURO Kazakhstan еще больше нанесла ущерб репутации: это и агрессивные комментарии сотрудников редакции и участников съемки в попытках унизить оппонентов и найти виноватых, задержка с официальным заявлением и отказ от полноценных извинений и признания ошибки в данном стейтменте, а также вызывающее сомнение утверждение, что бренд H&M не имеет отношения к данной коллаборации.
Кейс 3: What a shame, Yuframe!
Как это было: В феврале 2019 года самые известные вайнеры Казахстана опубликовали ролик, анонсирующий выступление цирка российского дрессировщика Мстислава Запашного в Алматы. В видео команда отыгрывает сцену из цирка, где девушек сравнивают с дрессируемыми дикими животными. По казнету моментально пробежала волна возмущения, а пост собрал сотни негативных комментариев возмущенных пользователей из-за унизительной насмешки над «приручением» женщин. Команда в спешке удалила видео ролик, но скандал разгорелся с еще большей силой, когда один из руководителей цирка М. Запашный на своей странице в посте по поводу публикации ролика поблагодарил Yuframe за вайн, а всех возмущенных назвал «лицемерным стадом в шубах, кушающим бешбармак с кониной». Этот поступок не остался не замеченным, и пользователи обрушились новой волной гнева на Yuframe, которые не комментировали происходящее и предпочли промолчать, а также выступили с требованием запретить выступление артистов, которые не уважают народ, перед которым собираются выступать.

Урок: Необходимо отслеживать тренды, чувствовать настроения пользователей и не забывать о социальной ответственности. Контент необходимо предварительно оценивать на соответствие этическим нормам, а также на предмет потенциальной угрозы своей репутации. Молчание со стороны казахстанских звезд социальных сетей разочаровало поклонников, а безответственность привела к скандалу, который вылился в массовые обсуждения за пределами страны и, безусловно, нанес ущерб, так как так такой кейс автоматически вычеркивает команду из списка потенциальных поставщиков глобальных и локальных игроков с жесткими правилами на соблюдение этических норм.

Кейс 4: Искусство приносить извинения
Как это было: Министр обороны Казахстана Нурлан Ермекбаев стал объектом критики после своего противоречивого высказывания относительно взрывов боеприпасов в Арыси, которые унесли жизни трех человек и повредили тысячи объектов. Министр охарактеризовал инцидент как «естественную вещь» и заявил, что «не видит причин, чтобы просить прощения».

Урок: Мы оставим в стороне тот факт, что техногенный кризис внезапно стал природным, и сосредоточимся на том, что приносить извинения во время кризиса – очень важный навык, особенно если вина очевидна. Чтобы этому научиться, стоит придерживаться простых правил:

  • Будьте честны;

  • Объясните, что пошло не так;

  • Подтвердите и признайте уже имеющуюся информацию;

  • Не концентрируйтесь на себе и на том, как вам сложно в этой ситуации или как пострадала ваша репутация;

  • Не забывайте о деталях;

  • Реагируйте незамедлительно;

  • Имейте четкий план, как вы будете исправлять ситуацию.


Команда PBN Hill+Knowlton Strategies, Казахстан