Казахоязычный онлайн контент: время менять и время меняться
В феврале в четвертый раз состоялся ежегодный форум создателей казахоязычного онлайн контента. В этом году организационный комитет получил более 500 заявок, что еще раз говорит о возрастающем спросе на казахоязычную тематику. О чем обсуждали журналисты и блогеры на QazForum 2020, и что больше всего запомнилось участникам?
В этом году программа форума включала не только панельные дискуссии, но и практические мастер-классы, которые были проведены после обеда. С утра участники смогли обсудить текущее положение казахоязычных медиа в стране и их дальнейшее развитие.

В наш век высоких технологий новые медиа набирают популярность, но смогут ли они вытеснить с рынка традиционные СМИ? Преимущество последних – это оперативность в предоставлении информации, но при этом под большим вопросом достоверность и качество информации. Мнения разделились, но все же участники дискуссии пришли к выводу, что у каждого читателя сейчас свой ресурс и источник информации – главная задача, чтобы информация была правдива. И актуальность традиционных СМИ, и их необходимость обществу остается неизменной.

«Газетам не нужно соревноваться с сайтами или блогерами. Главное преимущество газеты – комплексный анализ и аналитика предоставляемой информации», отметил Нұрмұхамед Байғараев, главный редактор газеты «Айқын».
На форуме Асхат Еркімбай, региональный медиа консультант «Internews Kazakhstan», представил результаты социологического исследования по медиа потреблению и медиаграмотности, проведенного в странах Центральной Азии. Исследования были проведены в трех странах региона: Казахстане, Узбекистане и Таджикистане. Согласно результатам, телевидение остается главным источником информации для 77,1% респондентов в Узбекистане, в Таджикистане для 74,1% и в Казахстане для 59,6%.

Интернет как источник информации в Казахстане отметили 52,8% респондентов, в то время как в Таджикистане – 34,9%, а в Узбекистане - 25,5%. При этом необходимо отметить, что интернет для чтения новостных лент в Казахстане используют 74,8% респондентов, в Таджикистане – 50,8%, в Узбекистане показатели намного ниже и составляют 40,6%.

32,1% респондентов у нас предпочитают получать информацию смешанно – на казахском и русском языках, в то время как только на казахском 9,9%.

Также Асхат Еркімбай презентовал результаты опроса, в котором приняли участие порядка 30 главных редакторов республиканских и региональных казахоязычных СМИ.

Согласно его результатам, большая часть контента онлайн изданий посвящена общественно-политической жизни (92,9%), экономической ситуации (60,7%) и культурной жизни страны (64,3%).

Вопрос, который остается важным для медиа рынка, но он особенно популярен среди казахоязычной аудитории – это способы монетизации контента и можно ли вообще на нем заработать сейчас?

Практически у всех респондентов (82,1%) есть коммерческий отдел в редакции, но государственный заказ продолжает играть важную роль в работе СМИ – 67,9% опрошенных принимают участие при его распределении.

К основным преградам для монетизации контента респонденты причислили следующие факторы: отсутствие квалифицированных кадров (46,4%), экономическая ситуация в стране (28,6%), отмечали также и законодательные барьеры.

«Основной недостаток монетизации контента в Казахстане – у нас слишком много говорят о зарубежном опыте, который не подходит нам на все 100, нет готового рецепта, к примеру опыт журнала Wall Street Journal может не принести желаемого успеха для Nege.kz, отечественные СМИ должны создать собственную уникальную модель монетизации контента. Сегодня, к сожалению, многие онлайн СМИ не занимаются исследованием своей аудитории» , отметил Асхат Еркімбай.
Интересен опыт монетизации контента медиахолдинга «Отырар», которым поделилась на Форуме директор Айгерим Жумагулова: «60% дохода медиахолдинга составляет реклама, 40% –государственный заказ. Успех монетизации контента у нас – мы работаем на наших читателей: где есть читатель, там есть и рекламодатель. Cейчас популярны социальные сети – мы активно работаем там, многие журналисты перенимают опыт блогеров и осваивают для этого новые навыки».

Еще одна популярная тема, которая вызвала активное обсуждение – тренды YouTube. Здесь также не обошлось без способов монетизации и продвижения казахоязычного контента. Спикеры дискуссии сошлись на том, что заработать на YouTube в Казахстане можно, но из-за небольшого рынка и все еще не большого спроса это деньги остаются несущественными для крупных игроков.

«В YouTube можно зарабатывать деньги, но для каждого это своя сумма, если для студента 500 долларов – это хороший заработок, то для тех, у кого затраты выше, это не доход. Некоторые компании уходят из Казахстана не потому, что у нас невозможно зарабатывать деньги в YouTube, а потому что в других странах YouTube намного прибыльнее», считает Сунгат Утебулатов, основатель Академии YouTube-блогинга в Казахстане.


«80% контента «Salem Social Media» делается на казахском языке. Для монетизации контента необходимо создавать материал на казахском языке. Казахоязычная аудитория – самая перспективная аудитория в Казахстане как в YouTubе, так и в других социальных сетях», – отметил Александр Аксютиц, генеральный директор «Salem Social Media».

Сунгат Утебулатов в рамках своего мастер-класса поделился секретами продвижения своего канала на площадке Youtube: «Разнообразие контента станет ключом к успеху вашего канала на платформе YouTube, также необходимо уделить особое внимание времени публикации видео и стилю оформления».

Эксперты ОФ «Zertteu research institute» Галымжан Оразымбет и Шынгыс Уалихан провели для участников мастер-класс, посвященный тому, как правильно анализировать информацию и на что стоит обратить внимание на сайте государственных закупокф

Символично, что на протяжении всего дня гости Форума имели возможность познакомиться с фотографиями на выставке National Geographic Qazaqstan, цель которой – донести до широкой общественности экономическое, географическое, историческое и культурное сходство между США и Казахстаном и укрепить многолетнее партнерство.

Во время проведения Форума проводилась онлайн трансляция на канале Youtube, которую просмотрели порядка 700 зрителей. Полное выступление спикеров вы можете увидеть на сайте мероприятия.

Асель Аргин, корреспондент PR Drive