Ответственность перед теми,
кого "приручили"
Станут ли блогеры более разборчивыми в выборе рекламы после скандала с пирамидами
Скандал с компаниями «Гарант 24», «Estate Ломбард» и «Выгодный займ» коснулся не только обманутых вкладчиков, но и блогеров, которые рекламировали услуги сомнителных организаций и которым могут грозить штрафы. Мы провели экспресс-опрос среди экспертов в области коммуникаций и спросили, должны ли блогеры и инфлюенсеры нести ответственность перед подписчиками за содержание рекламы, которую они делают?
Ринат Балгабаев, директор «White Media»

«У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Это точно не вопрос юридической плоскости, скорее морально-этической. Несколько раз в неделю ко мне обращаются с просьбой что-то прорекламировать на странице фейсбук или в телеграм-канале. Если бы я на это соглашался, то можно было бы совсем не работать. Хорошо, что пока есть возможность зарабатывать деньги без рекламы, и я с легкостью от неё отказываюсь. Я не против рекламы в принципе (я сам ее активно создаю и размещаю на страницах у других, по запросу заказчиков), но я очень дорожу вашим доверием и не могу лично рекомендовать то, чем не пользуюсь сам, то, качество чего я не могу гарантировать. Тем более никогда не смогу рекомендовать вещи, которые могут людям навредить: ломбарды, алкоголь, табачные изделия, игры и т.д. ⠀

Наши вайнеры и селебрити никогда не отличались разборчивостью и хорошим вкусом, чем в общем-то они и являются концентрированным олицетворением своих поклонников. Мало кто из них задумывается об источнике финансирования рекламы, ее этичности и тем более последствиях. Могут и цирк с животными рекламировать, и домашнее насилие весело продвигать. ⠀

А о последствиях своих действий у нас никто вообще не задумывается. Поэтому люди несут последние деньги, чтобы кто-то приумножил их в несколько раз за месяц. Играют в чёрные кассы, забывая элементарные азы арифметики. Жадность и отсутствие критического мышления. Понятно, честный труд обесценился из-за низкой его оплаты. Самая процветающая часть общества стала богатой явно не в результате честного труда. Урвать, крутануть, быстро снять шапку - вот главная мысль. ⠀

Я меж тем немного рад тому, что сейчас происходит. Чем больше обожжется, тем лучше. Может поймут, кому не стоит доверять. Что деньги из воздуха не появляются. Что призывать людей в пирамиды – это позорно. Может, где-то щёлкнет этот рубильник в общественном мозгу, пробьются ростки сомнений, а там и о других вопросах задуматься недолго».

Ринат Балгабаев
Асель Кожакова, генеральный директор агентства Red Point Kazakhstan

«Безусловно, блогеры должны быть честными со своей аудиторией. Они должны говорить в своем рекламном сообщении, что им за это заплатили. Не случайно в Великобритании, если я не ошибаюсь, в прошлом году государство обязало блогеров и инфлюенсеров говорить, что за рекламу того или иного товара они получили или бартер, то есть сам товар, или деньги. Люди верят блогерам и инфлюенсерам, но, к сожалению, не всегда они рекламируют то, что полезно, или не всегда описанные в рекламе свойства действительно есть в этом продукте».


Асель Кожакова
Нуркен Халыкберген, главный исполнительный директор агентства Khalykbergen Strategic Communications

«На мой взгляд, данная ситуация прекрасно демонстрирует уровень знаний в области права, уровень понимания экономики, финансовую грамотность и критическое мышление как подписчиков, так и самих блогеров/инфлюенсеров.

Касательно ответственности – речь может идти лишь об этической ответственности. Поскольку с точки зрения юриспруденции (как мне позволяет судить юридическое образование) отсутствует состав преступления. Блогеры не выступали пособниками мошенников, однако невольно поспособствовали увеличению масштабов преступления и его последствий.

Данная ситуация еще один повод для общества, чтобы задуматься о роли и влиянии так называемых звёзд и лидеров общественного мнения, чьё влияние и популистские высказывания в отсутствии экспертных знаний в ряде отраслей и сфер (инвестиции, бизнес и предпринимательство, медицина, строительство и архитектура, государственное управление, безопасность и право, финансы и экономика и др.) могут привести к более плачевным последствиям».



Нуркен Халыкберген
Ерлан Аскарбеков, исполнительный директор PR агентства Success K

«Блогеры должны нести моральную ответственность за публикуемую рекламу, но никак не уголовную. Во-первых, это все таки физическое лицо. Во-вторых, блогер - это один из миллиона людей, который имеет аккаунт в социальной сети. Если кто-то что-то похвалил, и похвалил что-то нехорошее, что же теперь, сажать всех и штрафовать?

Для сравнения, СМИ при размещении рекламы всегда указывают, что не несут ответственность за содержание рекламы. Однако редакции прописывают сферы деятельности, которые рекламировать не будут.

Касательно истории с финансовой пирамидой, любой нормальный человек должен понимать, что это страшный смертный грех участвовать в продвижении «греховных отраслей», таких как курение, включая электронные сигареты, алкоголь, азартные игры и финансовые пирамиды. Это все отвратительно. И если человек никаких этических препятствий не чувствует, это называется моральным уродством. Это должны понимать и другие рекламодатели из других отраслей».



Ерлан Аскарбеков