Сегодня исследователи различных лингвистических школ все чаще обращаются к языковому сознанию личности. Доказано, что выраженное в тексте «сознание» формируют собой определенный образ, отличающийся особой устойчивостью и эмоциональностью.
Формирование образа в современном мире происходит на определенных площадках: информационных каналах, печатных, видео- и интернет-платформах, и частота упоминаний того или иного объекта внимания в СМИ определят его медиаимидж: «Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение напрямую связаны со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывает влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня» [1].
Пресса отражают широчайший диапазон общественных установок, а язык СМИ является источником для теоретического осмысления многих явлений, одним из которых выступает понятие «образ молодежи». Ведь именно молодежь как ведущая часть гражданского общества активно вовлекается и участвует в информационно- идеологическом пространстве. Средства языкового выражения, с помощью которых казахстанская молодежь идентифицируется в медийном дискурсе, становятся яркими дискурсивными маркерами.
Материалом исследования послужили тексты из печатных и электронных казахстанских русскоязычных СМИ (с 2019 по 2023 гг.), которые были отобраны с помощью метода сплошной и целенаправленной выборки. Ключевыми словами явились лексемы «молодежь» ('молодое, подрастающее поколение; молодые люди; юноши, девушки' [2]) и «казахстанская молодежь».
Социальная общность «молодежь» в СМИ с опорой на казахстанское гражданство номинируется следующим образом: «
молодежь Казахстана»:
«Президент подчеркнул особую роль молодежи Казахстана, которая растет в свободной и независимой стране, показывая миру уникальность нашей страны, наше мировосприятие и нашу самобытность» (Ulysmedia.kz от 17 июня 2023); «
казахстанская молодежь»:
«Казахстанская молодежь: стоит ли на нее рассчитывать» (Qmonitor.kz от 11 марта 2021);«
казахская молодежь»:
«Очень приятно, что казахская молодежь прекрасно владеет русским» (Caravan.kz от 03 февраля 2022);«
национальная молодежь»:
«национальная молодежь оказала благотворительную помощь» (Adyrna.kz от 22 октября 2022); «
молодежь страны»:
«Молодежь страны также показала неравнодушие к будущему Казахстана» (Ulysmedia.kz от 06 июня 2022);«
молодые казахстанцы»:
«Молодые казахстанцы ценят семью и здоровье больше, чем образование» (Exclusive.kz от 14 февраля 2023);«
молодые казахстанские парни/ девушки»:
«несколько практических рекомендаций для молодых казахстанских парней и девушек, которые думают связать свое будущее с развитием технологий» (DigitalBusiness.kz от 26 июня 2023); «
казахстанские ребята»:
«как казахстанские ребята работали волонтерами в Америке и Европе» (The-steppe.com от 31 августа 2022).Основная часть молодых граждан Казахстана сформировалась уже в эпоху независимости, что делает актуальным выражения со словами «потомки», «поколение» в сочетании с лексемой «
трансформация»:
«Нынешняя молодежь Казахстана – это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций» (Newtimes.kz от 23 апреля 2021). Слово «независимость» здесь выступает в качестве идеологической скрепы, связанной не столько с прошлым, сколько с будущим: «
потомки независимости»:
«Потомки независимости» – духовное совершенствование, профессиональный рост и общественное совершенствование молодежи» (Ulysmedia.kz от 21 октября 2021);«
поколение независимости»:
«я возлагаю на вас – поколение независимости – большие надежды» (Ulysmedia.kz от 15 декабря 2021);«
поколение независимой страны»:
«Мы – поколение независимой страны» (Puls-zko.kz от 12 декабря 2020);«
ровесники независимости»:
«Я и мое поколение – ровесники независимости! Мы открыты, мы готовы слушать и слышать. Мы готовы словом и делом доказывать свою правоту» (Orda.kz от 16 декабря 2021).Обратим внимание, что в текстах СМИ по отношению к казахстанской молодежи частотно употребление местоимений «
наш / наши / у нас»:
«Наша молодежь по- современному возрождает наш национальный дух, соединяя опыт прошлого и горизонты будущего» (Orda.kz от 17 июня 2023)и наречия «
вместе», что репрезентуют коммуникацию старшего и молодого поколений, необходимую для решения общественно значимых задач:
«Вместе с вами, с молодежью, мы обязательно построим новую страну, Новый Казахстан, вторую республику. И у нас все получится» (Ulysmedia.kz от 21 марта 2022).Так в средствах массовой информации возникает тема преемственности, которая строится на оппозиции «
старшее поколение / молодые люди»:
«Во главу угла президент поставил преемственность поколений, передачу ценностей от старшего поколения к молодежи» (Ulysmedia. kz от 17 июня 2023). Особенно интересно молодость репрезентуется на метафорическом уровне. Так, отличительной чертой молодых людей является «
блеск в глазах», а их активность и целеустремлённость связывается с идеей огня, горения:
«Чрезвычайно интересно было поработать с молодежью, увидеть их проекты и горящие глаза» (Ulysmedia.kz от 15 апреля 2022). Частотна ассоциация молодежи и с
яркостью, красочностью, светом– «цвет нации», «яркие звезды нового поколения», «их дорога в светлое будущее». Основой еще одной метафорической конструкции выступает «строительство». Так, молодежь представляется «
строителями будущего»:
«Лелеять и поддерживать молодежь: о тех, кто будет строить светлое будущее Казахстана» (24.kz от 18 декабря 2023). Встречаются сочетания и с отрицательной коннотацией – «
молодежь категории NEET» описывает неблагоустроенных, не нашедших себя в этой жизни людей, а метафора «
золотая молодёжь» («золотые детки») отражает общие для современности идеи социального неравенства:
«представители золотой молодежи откровенно пренебрегают общепринятыми правилами и даже законами» (Nur.kz от 06 августа 2019).Отметим, что в казахстанском медийном дискурсе встречаются клишированные синтаксические конструкции типа «молодёжь – это ИДЕЯ»: «
лицо страны»:
«Молодежь – лицо современного Казахстана» (Adyrna.kz от 22 октября 2021);«
богатство страны»:
«Молодежь Казахстана – главное богатство страны» (Jjtv.kz от 23 декабря 2020);«
потенциал страны»:
«Казахстан имеет огромный потенциал в лице молодежи» (Newtimes.kz от 21 апреля 2021);«
фактор перемен» и «
носитель идей»:
«Нынешняя молодежь Казахстана – исключительный и важный фактор перемен, носитель новых идей» (Bilimdinews.kz от 30 сентября 2020) и прочее.
Конечно, «молодежь» содержит в себе множество и других идентификаций: юноши и девушки, подростки, студенты, спортсмены, молодые ученые, активисты и др. Все эти определения представляют собой комплекс различных признаков молодежи, формируемых в пространстве СМИ, и позволяют нам сделать вывод, что, с одной стороны, они отражают сложившиеся общественные настроения, а с другой, – являясь эффективным средством воздействия на аудиторию, выступают и в качестве инструмента формирования определенных ценностных ориентиров.
Материал подготовлен в рамках проекта «Механизмы формирования коллективной идентичности казахстанской молодежи: социолингвистический и дискурсивный подходы» по грантовому финансированию МНВО РК на 2022-2024 гг. (ИРН AP14869030). Библиографический список - Володина М. Н. Язык средств массовой информации. М. : Альма Матер, 2008. 760 с.
Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4-х т. РАН, Ин-т лингвистич. Исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web. ru/feb/mas/mas-abc/default. asp (дата обращения: 16. 03. 2024).