PR Drive
19 ноября 2024
Языковой образ
казахстанской молодежи
по данным
современных СМИ РК

Вишницкая В. А.

преподаватель, Карагандинский университет имени Е. А. Букетова

г. Караганда, Казахстан

vik_va@bk.ru

Сегодня исследователи различных лингвистических школ все чаще обращаются к языковому сознанию личности. Доказано, что выраженное в тексте «сознание» формируют собой определенный образ, отличающийся особой устойчивостью и эмоциональностью.
Формирование образа в современном мире происходит на определенных площадках: информационных каналах, печатных, видео- и интернет-платформах, и частота упоминаний того или иного объекта внимания в СМИ определят его медиаимидж: «Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение напрямую связаны со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывает влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня» [1].

Пресса отражают широчайший диапазон общественных установок, а язык СМИ является источником для теоретического осмысления многих явлений, одним из которых выступает понятие «образ молодежи». Ведь именно молодежь как ведущая часть гражданского общества активно вовлекается и участвует в информационно- идеологическом пространстве. Средства языкового выражения, с помощью которых казахстанская молодежь идентифицируется в медийном дискурсе, становятся яркими дискурсивными маркерами.

Материалом исследования послужили тексты из печатных и электронных казахстанских русскоязычных СМИ (с 2019 по 2023 гг.), которые были отобраны с помощью метода сплошной и целенаправленной выборки. Ключевыми словами явились лексемы «молодежь» ('молодое, подрастающее поколение; молодые люди; юноши, девушки' [2]) и «казахстанская молодежь».
Социальная общность «молодежь» в СМИ с опорой на казахстанское гражданство номинируется следующим образом: «молодежь Казахстана»: «Президент подчеркнул особую роль молодежи Казахстана, которая растет в свободной и независимой стране, показывая миру уникальность нашей страны, наше мировосприятие и нашу самобытность» (Ulysmedia.kz от 17 июня 2023); «казахстанская молодежь»: «Казахстанская молодежь: стоит ли на нее рассчитывать» (Qmonitor.kz от 11 марта 2021);«казахская молодежь»: «Очень приятно, что казахская молодежь прекрасно владеет русским» (Caravan.kz от 03 февраля 2022);«национальная молодежь»: «национальная молодежь оказала благотворительную помощь» (Adyrna.kz от 22 октября 2022); «молодежь страны»: «Молодежь страны также показала неравнодушие к будущему Казахстана» (Ulysmedia.kz от 06 июня 2022);«молодые казахстанцы»: «Молодые казахстанцы ценят семью и здоровье больше, чем образование» (Exclusive.kz от 14 февраля 2023);«молодые казахстанские парни/ девушки»: «несколько практических рекомендаций для молодых казахстанских парней и девушек, которые думают связать свое будущее с развитием технологий» (DigitalBusiness.kz от 26 июня 2023); «казахстанские ребята»: «как казахстанские ребята работали волонтерами в Америке и Европе» (The-steppe.com от 31 августа 2022).

Основная часть молодых граждан Казахстана сформировалась уже в эпоху независимости, что делает актуальным выражения со словами «потомки», «поколение» в сочетании с лексемой «трансформация»: «Нынешняя молодежь Казахстана – это поколение, которое родилось и выросло в период серьезных политических, социальных и экономических трансформаций» (Newtimes.kz от 23 апреля 2021).

Слово «независимость» здесь выступает в качестве идеологической скрепы, связанной не столько с прошлым, сколько с будущим: «потомки независимости»: «Потомки независимости» – духовное совершенствование, профессиональный рост и общественное совершенствование молодежи» (Ulysmedia.kz от 21 октября 2021);«поколение независимости»: «я возлагаю на вас – поколение независимости – большие надежды» (Ulysmedia.kz от 15 декабря 2021);«поколение независимой страны»: «Мы – поколение независимой страны» (Puls-zko.kz от 12 декабря 2020);«ровесники независимости»: «Я и мое поколение – ровесники независимости! Мы открыты, мы готовы слушать и слышать. Мы готовы словом и делом доказывать свою правоту» (Orda.kz от 16 декабря 2021).
Обратим внимание, что в текстах СМИ по отношению к казахстанской молодежи частотно употребление местоимений «наш / наши / у нас»: «Наша молодежь по- современному возрождает наш национальный дух, соединяя опыт прошлого и горизонты будущего» (Orda.kz от 17 июня 2023)и наречия «вместе», что репрезентуют коммуникацию старшего и молодого поколений, необходимую для решения общественно значимых задач: «Вместе с вами, с молодежью, мы обязательно построим новую страну, Новый Казахстан, вторую республику. И у нас все получится» (Ulysmedia.kz от 21 марта 2022).

Так в средствах массовой информации возникает тема преемственности, которая строится на оппозиции «старшее поколение / молодые люди»: «Во главу угла президент поставил преемственность поколений, передачу ценностей от старшего поколения к молодежи» (Ulysmedia. kz от 17 июня 2023).

Особенно интересно молодость репрезентуется на метафорическом уровне. Так, отличительной чертой молодых людей является «блеск в глазах», а их активность и целеустремлённость связывается с идеей огня, горения: «Чрезвычайно интересно было поработать с молодежью, увидеть их проекты и горящие глаза» (Ulysmedia.kz от 15 апреля 2022). Частотна ассоциация молодежи и с яркостью, красочностью, светом– «цвет нации», «яркие звезды нового поколения», «их дорога в светлое будущее». Основой еще одной метафорической конструкции выступает «строительство». Так, молодежь представляется «строителями будущего»: «Лелеять и поддерживать молодежь: о тех, кто будет строить светлое будущее Казахстана» (24.kz от 18 декабря 2023).

Встречаются сочетания и с отрицательной коннотацией – «молодежь категории NEET» описывает неблагоустроенных, не нашедших себя в этой жизни людей, а метафора «золотая молодёжь» («золотые детки») отражает общие для современности идеи социального неравенства: «представители золотой молодежи откровенно пренебрегают общепринятыми правилами и даже законами» (Nur.kz от 06 августа 2019).

Отметим, что в казахстанском медийном дискурсе встречаются клишированные синтаксические конструкции типа «молодёжь – это ИДЕЯ»: «лицо страны»: «Молодежь – лицо современного Казахстана» (Adyrna.kz от 22 октября 2021);«богатство страны»: «Молодежь Казахстана – главное богатство страны» (Jjtv.kz от 23 декабря 2020);«потенциал страны»: «Казахстан имеет огромный потенциал в лице молодежи» (Newtimes.kz от 21 апреля 2021);«фактор перемен» и «носитель идей»: «Нынешняя молодежь Казахстана – исключительный и важный фактор перемен, носитель новых идей» (Bilimdinews.kz от 30 сентября 2020) и прочее.

Конечно, «молодежь» содержит в себе множество и других идентификаций: юноши и девушки, подростки, студенты, спортсмены, молодые ученые, активисты и др. Все эти определения представляют собой комплекс различных признаков молодежи, формируемых в пространстве СМИ, и позволяют нам сделать вывод, что, с одной стороны, они отражают сложившиеся общественные настроения, а с другой, – являясь эффективным средством воздействия на аудиторию, выступают и в качестве инструмента формирования определенных ценностных ориентиров.
Материал подготовлен в рамках проекта «Механизмы формирования коллективной идентичности казахстанской молодежи: социолингвистический и дискурсивный подходы» по грантовому финансированию МНВО РК на 2022-2024 гг. (ИРН AP14869030).

Библиографический список
  1. Володина М. Н. Язык средств массовой информации. М. : Альма Матер, 2008. 760 с.
Евгеньева А.П. Словарь русского языка: в 4-х т. РАН, Ин-т лингвистич. Исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb-web. ru/feb/mas/mas-abc/default. asp (дата обращения: 16. 03. 2024).
Из сборника докладов XIX Международной научной конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ – 2024», 19-20 апреля 2024 года