Эффективно ли мы работали и насколько?
Для этого мы должны сначала посчитать процент исполнения по каждой метрике.
По узнаваемости был план 64%, а по факту получили 59%. 59 делим на 64 и умножаем на 100. 59/64*100 = 92,18. Значит по данной метрике наш процент исполнения 92,18%.
По доверию был план 78%, а по факту получили 79%. 79 делим на 78 и умножаем на 100. 79/78*100 = 101,28. Наш процент исполнения по доверию 101,28%.
Мы планировали повысить продажи на 10%. Но смогли повысить на 9%. 9 делим на 10 и умножаем на 100. 9/10*100 = 90. Наш процент исполнения по бизнесу 90%.
Теперь, чтобы вывести общий процент исполнения, вспоминаем о наших весах.
У узнаваемости вес 30. Значит на калькуляторе 92,18 умножаем на 30 и жмем %. 92,18*30% = 27,654.
У доверия вес 40. 101,28*40% = 40,512.
У бизнеса вес 30. 90*30 = 27.
Теперь все сложим. 27,654 + 40,512 + 27 = 95,166. Наш итоговый процент исполнения 95,166%.
По матрице KPI мы ставили порог 90%, цель 100%, вызов 110%. Если мы показали результат ниже 90%, это означало бы, что мы сработали неэффективно. Мы превысили порог, но не добрались до цели. Значит у нас оценка – недостаточно эффективная работа. Если мы были бы выше 100%, но ниже 110% – это считается эффективно. А свыше 110 – очень эффективно.
Релевантность результатов зависит от правильности поставленных задач. В данном случае мы видим, что у нас задача поставлена правильно. Так как при выполнении проекта в стандартной нагрузке мы превысили порог, но не достигли цели. Чтобы достичь цель, нужно было немного усерднее работать.
Один из постулатов стратегического планирования заключается в том, чтобы правильно расставить вызов, цель и порог. Цель должна быть достигаемой, но очень нелегко. А вызов должен быть результатом больших усилии и правильных ходов.
Повседневная работа в коммуникациях
До этого мы разбирались, как измерять свою эффективность в PR проектах. Но не каждый из нас постоянно занимается проектной работой. Многие из нас работают в найме в государственных учреждениях, в корпорациях и национальных квазикомпаниях, в частных организациях. Зачастую мы просто занимаемся в рамках своих медиа-планов ежедневной работой, делаем то, что прилетает текучкой и поручают сверху. Как тогда измеряется наша эффективность в коммуникациях?
В B2C иногда шутят, «чем меньше жалоб на твой сервис, тем лучше ты работаешь». Шутка шуткой, но доля правды в ней есть. И эта идеология является основой измерения в повседневной рутинной работе.
У каждой компании есть отчетный период, по завершению которого подводятся итоги, выплачиваются премии и бонусы. В квазигоссекторе обычно по итогам квартала выплачиваются премии, по итогам года – бонусы. Получается, основной результат подсчитывается по итогу календарного года.
В государственных органах пресс-службы сами не оценивают свою эффективность. За них это делают уполномоченные органы в виде Службы центральных коммуникаций и профильного комитета Министерства культуры и информации. По итогу отчетного периода формируется сводный рейтинг пресс-служб центральных государственных органов и местных исполнительных органов (акиматов) на основании нескольких критериев. Основные из критериев: открытость, оперативность и полнота предоставляемой информации. Мониторятся сайты госорганов на полноту и периодичность актуализации информации и путь обработки пресс-служб запросов СМИ через сервис «Е-Өтініш» на предмет оперативности, релевантности и полноты предоставляемых ответов.
У департаментов по связям с общественности в корпоративном секторе (квазигоссектор, нацкомпании, крупные частные компании) основной отчетной метрикой является Индекс репутации (индекс упоминаемости, индекс цитируемости). Индекс высчитывается по формуле «доля позитивных и нейтральных упоминаний в СМИ и социальных сетях по отношению к негативным упоминаниям» либо «доля негативных упоминании в СМИ и социальных сетях по отношению к позитивным и нейтральным упоминаниям». В первом случае значение не должно быть ниже определенного порога, а во втором, наоборот, не должно превышать установленный порог.
Давайте рассмотрим детально. Во-первых, кто предоставляет данные о количестве и тональности упоминании? Сейчас все компании, в основном, пользуются автоматизированными сервисами мониторинга, такими как международные Brand Analytics, YouScan, казахстанские IMAS и Alem Research. В классике это системы с веб интерфейсом, где на вашу компанию заведен аккаунт с предложенными вами ключевыми словами для поиска, с собирательной аналитикой. В целом, данные сервиса мониторинга считаются независимой оценкой со стороны и при оценке KPI принимаются внутренними аудиторами без подозрения на конфликт интересов.
Но иногда нам приходится вмешиваться и вручную корректировать тональность собранных материалов внутри системы. Так как ни один сервис еще не научился точно определять тональность, особенно в материалах, написанных на казахском языке. Эти ошибки сервиса искажают результат труда пиар специалиста, и если вы обнаружили искажение, то рекомендуем в присутствии аудитора своевременно корректировать тональность материалов.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда «Индекс репутации» рассчитывается по формуле «доля позитивных и нейтральных упоминании в СМИ и социальных сетях по отношению к негативным упоминаниям». Допустим, по итогам года у нас утвержден KPI «Индекс репутации не ниже 96%». Это цель.
Допустим, у нас в матрице KPI порог - 90%, цель - 100%, вызов - 103%. Получается, если Индекс репутации наберет не менее 86,4, то мы достигнем порога, но цель у нас показать не менее 96.
Например, за 2024 год системой у нас зафиксировано общее количество упоминаний – 1213. Из них позитивные упоминания – 228, нейтральные – 938, негативные – 47. Значит, сложим 228 и 938, далее делим на 1213 и умножаем на 100. (228 + 938) / 1213 * 100 = 96,12. Вот и наш Индекс репутации. Мы превысили порог и цель. До вызова не добрали. Но свой годовой бонус мы получим, так как выполнили KPI.
Резюме
Измеряя коммуникации, мы можем наглядно показывать свою эффективность и то, что наша деятельность содействует компании в достижении стратегических целей. В организациях, где не измеряют и не оценивают работу PR специалиста, отношение к нему соответственное: «какой-то пиарщик и непонятно чем он занимается». Ставьте свою работу на измеряемые рельсы, и к вам больше не будет вопросов.